"Техника-молодежи" №6-1949
Инж. Л. ТОПУНОВ | Александр Дмитриевич Засядко. | Рис. С. ПИВОВАРОВА |
Александр Дмитриевич Засядко вошел в историю как смелый экспериментатор и выдающийся конструктор боевых ракет, впервые примененных в русской армии. Это был человек большой эрудиции, чьи обширные познания в военных науках, физике, химии и механике позволили оригинально и самостоятельно решить вопросы конструкции и боевого применения ракеты.
Александр Дмитриевич Засядко родился в Гадячском уезде Полтавской губернии, в деревне Лютенке, в 1779 году.
После восьмилетней учебы во 2-м кадетском корпусе Засядко был выпущен подпоручиком артиллерии в 10-й батальон, находившийся в Херсонской губернии. Военная карьера Засядко началась в войсках Суворова.
Александр Дмитриевич Засядко, воспитанный в армии великого полководца, без сомнения должен быть отнесен к передовой части строевых офицеров того времени. Пятнадцатилетним тяжелым ратным трудом на полях сражений он приобрел разносторонний боевой опыт артиллериста и заслуженно снискал себе славу храброго офицера. В этот период в армиях интерес проявлялся к ракетам как к новому виду оружия. Многие государства принимали все меры к разработке и усовершенствованию ракет: отпускались большие суммы денег, организовывались лаборатории, к ракетному делу привлекались видные специалисты.
Разносторонне образованный, хорошо знающий военное дело артиллерист Засядко понимал значение боевых ракет для армии, но он также знал, что от царского правительства, не терпевшего всяческого рода новшеств, нельзя ожидать помощи и в организации работ по созданию отечественных ракет. Засядко решил на свои средства вести исследования. Он продал доставшееся ему в наследство имение и на вырученные деньги в 1815 году приступил к разработке боевых ракет.
Развитие ракетной техники в России шло по самостоятельным путям. Изучение истории этой техники раскрывает все новых деятелей, посвятивших свою жизнь благородному делу упрочения славы русского оружия. Инженер Л. Ф. Топунов провел большую работу с привлечением исторических документов и архивных материалов по раскрытию деятельности Александра Дмитриевича Засядко — первого конструктора боевых ракет, работавшего намного ранее известного деятеля ракетного дела Константинова. Инженер-экспериментатор, организатор и горячий патриот родины, Засядко является не только одним из создателей отечественной боевой ракеты, но и инициатором массового применения ракет в войне с Турцией. Систематически работая в течение почти 15 лет над усовершенствованием ракет, Засядко лично участвует в использовании их в боевых условиях. Найденные исторические материалы восстанавливают историческую правду о применении ракет в войне 1828—1829 годов. Профессор А. Космодемьянский |
В создании своей ракеты Засядко использовал почти полуторавековый опыт пиротехников России. Фейерверочное искусство в России к тому времени достигло очень высокого технического уровня и во всех отношениях превосходило западноевропейское.
На изготовление фейерверков, совершенствование их затрачивалось много человеческого труда и денег. В качестве примера можно указать, что над фейерверком, пущенным в 1733 году «2 000 человек 10 недель столь ревностною охотой трудились». Русские мастера Данилов, Мартынов, Маковеев, Челеев и другие не только были практическими исполнителями многочисленных фейерверков, но и внесли много технических усовершенствований в конструкцию «верховых ракет». Они всесторонне и систематически освещали в печатных изданиях способы изготовления ракет и устройство фейерверков. В начале XIX столетия многие существовавшие в Москве, Петербурге и других городах пиротехнические лаборатории представляли собой настоящие промышленные предприятия с прессами, копрами, сверлильными станками и другим заводским оборудованием.
Многочисленные эксперименты, проводившиеся Засядко в течение более чем двух лет, увенчались успехом. Изменив конструкцию фейерверочной ракеты, улучшив технологию ее изготовления, он создал зажигательные и гранатные ракеты. Ракеты его были трех калибров: 4-дюймовые, 2½-дюймовые и 2-дюймовые. Изобретатель много потрудился над совершенствованием баллистических качеств своих ракет. Создал Засядко и специальный станок для стрельбы ракетами.
Дальность полета созданных им боевых ракет намного превышала дальность полета лучших зарубежных ракет.
В частном порядке Александр Дмитриевич отправился в Петербург, «...и там, не делая из своего открытия тайны, не требуя вознаграждения за издержки, он представил начальству полное описание своего изобретения и изложил пользу для отечества, которая может быть...» от использования боевых ракет в армии.
Назначенные по просьбе А. Д. Засядко испытания показали хорошее качество ракет.
При официальных испытаниях в Петербурге дальность полета 4-дюймовых ракет достигала 3 100 м.
Дальность полета лучших ракет в Европе в то время не превышала 3 тыс. ярдов (2 740 м)
Засядко был направлен в Могилев, в главную квартиру фельдмаршала Барклая де-Толли, для инструктирования офицеров и фейерверкеров по изготовлению и боевому применению ракет в армии.
В бумаге, данной ему Барклаем де-Толли после окончания его работы в армии, было сказано: «В продолжение нахождения Вашего при Главной моей квартире для показания опытов, составления и употребления в армии... ракет я с удовольствием видел особенные труды и усердие Ваше в открытии сего нового и столь полезного орудия, кои поставляют меня в приятный долг изъявить Вам за то истинную мою признательность...»
Таким образом, благодаря настойчивой научно-технической и конструкторской деятельности Александра Дмитриевича Засядко были созданы и применены в русской армии ракеты как новое боевое оружие.
Своим самоотверженным трудом по разработке боевых ракет он заслужил широкую известность в русской армии.
В апреле 1818 года Засядко был произведен в генерал-майоры, а в 1819 году был назначен дежурным генералом 2-й армии.
В 1820 году он был назначен управляющим вновь учрежденного Артиллерийского училища, Санкт-Петербургской лаборатории, порохового завода и Санкт-Петербургского арсенала.
Незаурядные организаторские способности Александра Дмитриевича позволили в короткое время «довести училище до того, что оно считалось в те времена образцовым во всех отношениях».
При личном энергичном участии Засядко на пороховом заводе были разработаны и внедрены существенные технические усовершенствования.
Наряду с этим он не оставлял своих ракет и проводил над ними беспрерывные опыты.
Назревала русско-турецкая война. Засядко понимал необходимость массовой проверки ракет в боевых условиях. Он считал необходимым изготовлять ракеты на месте, при армии, выслав для этого соответствующее оборудование и для действия ракетами командировав роту, состоящую при ракетном заведении. В начале 1828 года он ставит вопрос перед начальством о применении в предполагаемых военных действиях ракет отечественной конструкции, в результате чего было получено разрешение вооружить ракетами 2-ю армию.
Несмотря на перегруженность работой, Засядко вникает во все подробности по организации и отправке нужного оборудования, рабочих и специалистов для производства боевых ракет при 2-й армии.
24 марта под начальством подпоручика Лацкого первый транспорт с зажигательными и боевыми ракетами, прессами, копрами и необходимыми для изготовления ракет материалами отправляется в Тульчин. 2 апреля с очередным транспортом для производства ракет были отправлены 42 специалиста, и 2-й армии был дая приказ откомандировать на месте из ближайших артиллерийских рот 90 человек рабочих.
По инициативе Засядко на Александровский чугунолитейный завод и на Петербургский арсенал была возложена обязанность изготовить дополнительно 6 прессов для набивки ракет и снабжать ракетное заведение в достаточном количестве поддонами, винтами, колпаками для зажигательных ракет, ракетными хвостами и гранатами.
Первый транспорт расположился в Галацах. Последующие транспорты из Санкт-Петербурга были направлены в г. Тирасполь, где было организовано под руководством подполковника Внукова основное ракетное заведение, снабжавшее армию ракетами всех калибров.
В апреле 1828 года была объявлена война с Турцией. С 1 мая Засядко был уже в действующей армии. Командуя осадной артиллерией под Браиловом, не ожидая прибытия ракетной роты, он лично обучал солдат и офицеров обращению с ракетами, следил за их использованием во время осады крепости.
Ракеты Засядко показали себя как грозное оружие при осаде крепости Браилов. После осады Браилова ракеты начинают все шире использоваться во всех операциях как эффективное боевое оружие, дополняющее артиллерию.
Устройство ракеты Засядко: деревянный хвост, обеспечивающий стабилизацию ракеты в полете, 2 — канал в ракетном составе, 3 — гильза из листового железа, 4 — ракетный состав, 5 — канал для передачи огня от ракетного состава к зажигательной смеси, 6 — прослойка из речного ила, 7 — сеть каналов, по которым передается огонь к зажигательной смеси; 8 — зажигательная смесь в виде пасты; 9 — отверстия для выброса горящей смеси; 10 — граната; 11 — отверстия для истечения пороховых газов. |
Они применялись успешно при штурме Ахалцыха в ночь на 15 августа 1828 года.
Во время осады Варны в августе месяце принимала участие в боевых операциях и ракетная рота гвардейского корпуса.
Видя все возрастающий успех боевых и зажигательных ракет, командующий армией предложил начальнику артиллерии увеличить выпуск ракет в ракетном заведении, находившемся в г. Тирасполе, и вооружить ими дополнительно 24 артиллерийские роты. Спрос на ракеты был настолько велик, что 7 февраля 1829 года начальник артиллерии в рапорте сообщает, что ракетное заведение не могло изготовить, вследствие длительного технического цикла их изготовления, 2 400 ракет для укомплектования вновь организованных ракетных подразделений.
Военному министерству дается указание для увеличения выпуска ракет срочно направить в г. Тирасполь дополнительно 7 фейерверкеров, 1 помощника роты, 15 слесарей, 2 токарей, 6 столяров, 40 человек рабочих, 1 делопроизводителя, а также увеличить высылку материалов для изготовления ракет.
Ракетами вооружается Черноморский флот, для чего дополнительно заказывается в Санкт-Петербургском арсенале 8 пусковых станков для 36-фунтовых ракет. В марте 1829 года ракетами вооружается Дунайская флотилия. Для этой цели выделяются пусковые станки и 300 ракет. Для действий в горной местности на Балканах изготовляются 54 вьюка, чтобы транспортировать ракеты.
На каждом вьюке, помимо 22 ракет, размещался один ракетный станок.
Ракеты эффективно используются в самых разнообразных операциях.
12 апреля около крепости Силистрия, в устье реки Бота, «ракеты два раза производили на судах пожар, с трудом турками потушаемый».
Блестящий успех ракет в этой операции привел к тому, что генерал Шильдер настойчиво просил генерал-лейтенанта Сысоева немедленно «выслать сюда все станки и до 400 ракет разного калибра со всею командой сего отделения».
В сводках о военных действиях армии неоднократно отмечается успешное применение ракет при осаде Силистрии; так, в рапорте от 7 июня сказано: «Действие нашей артиллерии и ракет в течение последующих суток было также весьма гибельно для неприятеля. Город беспрестанно загорался, и одною прошедшею ночью было в оном до 7 пожаров».
Отправленная из Петербурга гвардейская ракетная рота имела 23 человека командного состава и 303 человека рядовых. В роте находилось 7 пусковых станков шеститрубных для 20-фунтовых ракет и по 8 станков для 12- и 6-фунтовых ракет. Рота взяла с собой 3 322 ракеты 36-, 20-, 12- и 6-фунтового калибра, из них 1 900 готовых и 1 431 «набитые одними гильзами».
В роте также находились большие станки, «с которых, спустив в один раз 36 ракет, можно неприятелю нанести большой вред».
В октябре 1829 года, в связи с окончанием войны, изготовление ракет в г. Тирасполе было прекращено и самое ракетное заведение отправлено в Санкт-Петербург. За время войны в нем всего было изготовлено 9 745 ракет всех калибров. Засядко, уже в чине генерал-лейтенанта, также возвратился в Россию и продолжал свои занятия в должности начальника штаба.
2 февраля 1834 года, после 37-летней службы, Засядко получил отставку и поселился в Харькове.
Последние годы его прошли в тяжелой болезни, но, используя редкие минуты облегчения, Засядко продолжал работать. Все новые и новые проекты на пользу отечества зарождались в его голове. Последнее время его очень много занимала мысль облегчить плавание через днепровские пороги. Весной 1837 года он отправился к порогам, изучил обстановку на месте и нашел, «что действительно можно устроить свободное плавание с помощью изобретенной машины».
Во время этой поездки Засядко простудился, и его здоровье резко ухудшилось.
27 мая 1838 года он скончался.
Такова жизнь этого замечательного человека — создателя отечественной боевой ракеты.
1. Н. Каневский, Биография генерал-лейтенанта А. Д. Засядко («Артиллерийский журнал» № 3, 1857 г.)
2. Гродский, Михайловское артиллерийское училище и Академия в XIX столетии, СПБ, 1870 г.
3. Ф. Челеев, Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней, СПБ, 1824 г,
4. Г. М. Ушаков, История военных действий в Азиатской Турции в 1828—1829 гг., СПБ, 1836 г.
5. Л у к ь я н о в и ч, Описание Турецкой войны 1828— 1829 гг., СПБ, 1844 г.