АВГУСТО ПОСТА1
(перевод с англ.).
1 Автор статьи - один из старейших авиаторов Соед. Штатов Сев. Америки, основатель ряда научно-технических обществ.
Прим. ред.
Новые снаряды для исследования высоких слоев атмосферы и межпланетного пространства.
Рис. 1. Воздушная торпеда сист. Барона: 1) боек, 2) плавник направления, 3) пропеллеры, 4) привод, 5) турбина, 6) резонаторы, 7) резервуар с жидким воздухом, 8) батареи, 9) стабилизаторы, 10) электрическая аппаратура автоматич управления, 11) рулевые плавники. Рис. 2. Новый тип ракеты, предназначенной для межпланетных сообщений. |
Когда в мае 1910 г. авиатор Глен Куртис, устраивая первый воздушный полет на дальнее расстояние, искал удобное место для спуска, на полдороге между Албани и Нью-Йорком, он нашел то, что ему нужно было, широкую площадку перед большим общественным зданием, около города Покипси. Когда мы попросили разрешения устроить здесь место для спуска, заведующий зданием, доктор Тэйлор, любезно сказал: — Конечно, спускайтесь! Здесь самое подходящее для вас место, и рано или поздно все воздухоплаватели сюда попадут! — Это была государственная лечебница для умалишенных.
Такова была в 1910 г. общепринятая точка зрения на изобретателей летательных машин, и сумасшедший дом считался для них самым подходящим местом... В наше время уже не то. Публика сама помешалась на авиации, и Линдберги, свершающие великие дела, и изобретатели, мечтающие о новом типе самолета — сверх-аэроплана — считаются героями дня. На первый взгляд может показаться, однако, несбыточным то, о чем мечтают нынешние изобретатели, как казались несбыточными мечты Райтов, когда они строили аппарат тяжелее воздуха, чтобы летать на нем в облаках. Современные мечты идут дальше: авиаторы хотят завоевать не только воздух, но и заоблачное пространство, путем применения новых для воздухоплавания методов, основанных на принципе ракеты.
Воздушные путешествия в будущем — какое горючее ни употреблялось бы — будут, по всем вероятиям, производиться на высотах, не только доступных в настоящее время, но и гораздо больших. Это необходимо в случаях перелетов на дальнее расстояние. Сопротивление воздуха на больших высотах гораздо меньше, а потому возможна большая скорость. „Воздушный экспресс“ с герметически закрытым помещением, содержащим аппараты для подкармливания экипажа и пассажиров кислородом и для поддержания нормального давления воздуха, воздушный экспресс, развивающий скорость в 500 миль1 в час, является не плодом фантазии, а может сделаться реальным фактом в самом непродолжительном времени, если воздухоплавание будет продолжать развиваться тем же темпом, как до сих пор. Председатель Воздухоплавательной Лиги в Канаде, Мак Бриен, идет даже еще дальше и предсказывает достижения скорости в 1 000 миль в час в недалеком будущем. Американское военное ведомство производит опыты полетов на высоте 50 000 футов2 на самолете, снабженном резервуарами с жидким кислородом и обшитом клееной фанерой и стеганым войлоком для защиты от страшно низкой температуры, присущей таким высотам. Аэроплан вчерашнего дня можно сравнить с гребным судном, не осмеливающимся далеко отойти от берегов воздушного океана. Теперь мы заняты созданием Левиафанов открытых воздушных морей, и этим сверх-аэропланам суждено, быть может, превратить аэронавтику в астронавтику.
1 1 километр = 0,621 мили. 2 1 метр = 3,28 фута.
Немецкий астроном и аэронавт, Макс Вальер, обратил на себя внимание не только в Германии, но и в других странах своим утверждением, что употребление нового типа летательных машин даст нам возможность держаться не на высоте 8 или 9 миль, как теперь, а подниматься на высоту 100 миль и даже больше. Его мысли совпадают с изысканиями ученых: Циолковского, Годдарда, Оберта и фон-Гефта, занятых проблемой самолета-снаряда, пущенного в пространство.
Как изменились взгляды большинства публики, доказывает то, что даже такой консервативный английский журнал, как „Discovery“, поместил на своих страницах описание летательного снаряда Вальера — правда, не без примечания от редакции: „Мы помещаем статью Вальера не потому, что его предложение может быть рассматриваемо, как осуществимое в настоящее время, а потому, что оно открывает возможности в области, которой до сих пор еще не уделено достаточно серьезного внимания“.
Ракета-самолет, каким проэктирует его Вальер, поднимется под углом, по крайней мере, в 80° и достигнет очень скоро слоев разреженного воздуха. Высчитано, что после 17 секунд ракета достигнет скорости 400 м в секунду на высоте 3 000 м; через 35 секунд, на высоте 20 000 м, скорости в 800 м; через 45 секунд, на высоте 50 000 м и в 70 км горизонтального расстояния от места взлета, горизонтальная скорость достигнет 2000 м в секунду. При такой скорости на перелет из Берлина в Нью-Йорк потребуется 1½ часа!
Вальер думает, что только аппарат, способ передвижения которого совсем не находится в зависимости от окружающего воздуха, может открыть дорогу в небесные пространства, и то лишь в том случае, если он может развить достаточную скорость и взять с собой горючее в достаточно большом количестве. Считая, что единственной подходящей формой для такого самолета является сигарообразная ракета, он предполагает работать в этом направлении и заняться переконструированием нынешних „аэропланов в аэропланы пространства“ („звездолеты“).
Действительность часто превосходит самые фантастические вымыслы. Это мы часто наблюдаем в мире науки, а в наше время особенно ярко проявляется это в области еще очень молодой - в авиации.
Перев. Э. К. Бродерсен.