Великая техническая проблема космического летания, как известно, давно уже вышла из утопической стадии. С окончательным теоретическим решением этой проблемы соединенными силами крупнейших европейских и американских работников физической и инженерно-технической науки, в 1922—28 гг. — наступила фаза систематической экспериментальной проработки ракетных двигателей по путям, пролагаемым теорией.
Если мы обратимся теперь к нашему Союзу, то должны будем с изумлением констатировать полную неувязку, существовавшую, до сих пор, между долей участия русской научной мысли в теоретической разработке идей звездоплавания и практическим и организационным оформлением этого участия. Русское изобретательство, в лице народовольца Н. И. Кибальчича — как известно — первое выставило и разрешило в 1880 г. техническую идею реактивного летательного снаряда, т. е. подвело под астронавтику конкретный фундамент почти за полвека до „открытия“ той же идеи на Западе. Русская же наука, в лице „калужского отшельника“ К. Э. Циолковского, произвела весь математический и теоретико-механический анализ реактивного летания вне атмосферы, к которому независимо от Циолковского, но на 25 лет позже последнего, пришла европейская наука в работах Оберта и др. Наконец, научная популяризация идей космического полета была проведена у нас еще в 1915 г. 1, т. е. за 13 лет до выхода аналогичного издания в Германии.
1 Я. И. Перельман „Путешествие на планеты“. П. 1915 г. Изд. П. П.Сойкина.
Советская научно-техническая мысль, обладающая безусловным международным приоритетом в области реактивной астронавтики, казалось бы, требует первенства и практической реализации великого плана. Ничего подобного, как сказано, мы не наблюдали до самых последних дней.
Только в эти дни мы можем сообщить, наконец, о совершившейся организации в Ленинграде первой научно-исследовательской группы, сформировавшейся при Институте инж. путей сообщения и решившей приступить — при обещании поддержки со стороны НТУ ВСНХ — к детальной экспериментальной разработке связанных с реактивным летанием проблем. В группу вошел ряд работников различных, соприкасающихся с проблемой специальностей, — инженеры: проф. Н. А. Рынин, А. Г. Воробьев, С. П. Сержер, К. Е. Вейгелин; физики - Я. И. Перельман, М. Л. Венгеров, В. Е. Львов и др.
Общее направление предпринимаемых в ближайшее время исследований будет всецело координировано с общим международным планом изучения реактивного летания. В докладе, прочитанном 25 февраля с. г. Я. И. Перельманом на открытом собрании группы в институте ИИПС, этот план был подытожен - кратко говоря - в следующих чертах.
Международная дискуссия о горючем материале космической ракеты, в настоящие дни, привела к окончательному принятию за таковой материал нефти и ее продуктов.
Сооружением нефтяных (до сих пор неизвестных технике) ракет, первоначально - малого пиротехнического типа и займется, в одну из ближайших очередей, указанная нами секция ракетных исследований при ИИПС. В дальнейшем размер и заряд пороховых и нефтяных ракет сможет повышаться с расчетом на осуществление „страто-ракет“, т. е. ракетных торпед, достигающих высот стратосферы (слоя атмосферы между 15 и 100 км и выше от земной поверхности), где, попав в сильно-разреженное пространство, ракета должна будет перекрывать весьма значительные расстояния. Независимо ни от каких „межпланетных“ соображений, опыты в этой стадии представят крупнейший хозяйственно-практический интерес. Нагруженные несколькими килограммами, напр. почты, страто-ракеты внесут важные сдвиги в технику связи.
Переходя к задачам более далекого будущего, к задачам собственно заатмосферного летания, сообщение Я. И. Перельмана указывает на исключительно-важный этап исследований, — а именно, на идею создания „искусственной луны“, как промежуточной базы для межпланетных полетов (проблеме этой автор доклада Я. И. Перельман посвятил подробную статью в № 19 „В. Зн“. за 1928 г., к которой мы отсылаем интересующихся этим вопросом в деталях).
Никогда не теряя из вида достижения заветной цели, заатмосферных полетов, но отлично учитывая, что ближайшим этапом работ должна явиться реализация не заатмосферного, а внутриатмосферного реактивного летания, ленинградская научно-исследовательская группа вправе рассчитывать на внимание как со стороны научно-технических учреждений, так и на интерес общественности.
Член Секции Межпланетных сообщений при
НТК ЛИИПС В. Е. Львов.