"Знание-сила" №11-1935

ПЕРВЫЙ
звездоплаватель

19 сентября, в 22 часа 34 мин умер орденоносец Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ, гениальный ученый по конструкциям летательных аппара­тов, конструктор цельнометаллического дирижабля и межпланетных ракет. Всю свою работу и все свои достижения он завещал партии и правительству СССР, как единственным ценителям человеческой культуры, в полной надеж­де, что его труды продолжит молодое поколение советских конструкторов



К. Э. Циолковский.

Звезды — это шляпки золотых гвоздей, вбитых в твердое небо! — утверждали некоторые мудрецы две ты­сячи лет назад в древней Греции. По ме­ре развития техники наблюдения выяс­нилось, что над землей никакого твер­дого покрова не существует и что звез­ды представляют собою такие же солнца, как и наше, а планеты — это ша­ры, подобные земному и вращающиеся вместе с ним вокруг солнца.

Вот тогда и возникла мысль о путеше­ствиях на другие планеты. Сначала пред­лагались самые фантастические проекты. Сирано де-Бержерак, французский писа­тель, 260 лет назад, советовал, например, желающим попасть на луну обмазывать свое тело коровьими мозгами на том ос­новании, что луна будто бы присасывает к себе коровьи мозги, а с ними может притянуть и человека. Конечно, это сказка. Двести лет спустя другой фран­цузский писатель, Жюль Верн, отправил на луну своих героев в пушечном сна­ряде. Но и эта мысль — более правдоподобная — все же не осуществима, так как такой большой пушки построить сейчас нельзя, а если бы и построили, то люди в снаряде в момент выстрела были бы убиты.

К концу XIX столетия все думали что мечта о путешествиях на другие плане­ты никогда не будет осуществлена по той простой причине, что люди не могут построить корабль, способный плавать в пустом, безвоздушном мировом про­странстве.

И вот нашелся человек, который дока­зал, что космический корабль создать можно, что на этом корабле можно пе­ресечь пустые мировые пространства и достигнуть луны и других планет. Этим человеком был Константин Эдуардович Циолковский, полуглухой учитель физи­ки одной из школ города Калуги. Его судьба до Октябрьской революции была печальной.

Родился К. Э. Циолковский 18 сентяб­ря 1857 г. в селе Ижевском, бывшей Ря­занской, губернии. Его отец, поляк по происхождению, был лесничим. Неболь­шого жалованья лесника с трудом хва­тало на прокормление многочисленной семьи. На десятом году жизни Костя за­болел скарлатиной в тяжелой форме. Болезнь дала осложнение на уши, и по выздоровлении мальчик стал почти глухим. Он едва слышал, когда ему громко кричали в самое ухо. Школу пришлось оставить, и мальчик самоучкой попол­нял свои знания. Это удавалось Косте хорошо. Так он сам по книгам изучил арифметику, алгебру, геометрию, физи­ку, а потом и высшую математику — диференциальное и интегральное исчис­ления.

В возрасте 22 лет Циолковский сдал экзамен за среднюю школу и сделался учителем математики в одной из школ городка Боровска, а потом, в 1892 г., переехал в Калугу, где и прожил до са­мого конца своих дней.

В свободное от учительской работы время Циолковский разрабатывал вопрос о полете в мировом пространстве. В 1903 г. появилась его замечательная статья «Исследование мировых про­странств реактивными приборами», в ко­торой он доказал, что ракета может двигаться не только в воздухе, но еще лучше в пустом пространстве. Если сде­лать корабль в виде сигары, говорил Циолковский, и поместить в него боль­шую ракету, то, взяв с собою большой запас горючего вещества, можно в та­ком аппарате перелететь на луну. В те времена, когда еще аэропланов не было, мысль Циолковского показалась слиш­ком фантастичной. Но теперь, когда рас­четы Циолковского подтверждены рабо­тами таких ученых, как американский профессор Годдард, немецкий профессор Оберт, советский инженер Ф. А. Цандер, все сомнения в возможности полетов на луну и другие планеты отпали.

Кроме межпланетных путешествий, Циолковский интересовался еще множе­ством других вопросов. Так, например, он очень подробно еще задолго до Цеп­пелина разработал проект цельнометал­лического дирижабля. Однако, до Ок­тябрьской революции ни один из проек­тов Циолковского не был выполнен. Лишь после революции Циолковский по­лучил полное признание. Советское правительство, по указанию Ленина, назна­чило ему пожизненную пенсию, а в 1932 г. наградило его орденом Трудово­го красного знамени. Лишь после рево­люции мечты Циолковского начинают осуществляться. У нас теперь ведутся работы над ракетными моторами, и заканчивается большая летающая модель цельнометаллического дирижабля системы Циолковского.

Циолковский умер 19 сентября с. г. в возрасте 78 лет, не дожив нескольких месяцев до первых полетов своего ди­рижабля.

Умирая, он завещал все свои труды и свою работу партии большевиков, счи­тая, что только партия Ленина-Сталина сможет их продолжить и закончить. Это правильно. Задача космических полетов столь грандиозна, что оно под силу только социализму!

В лице Циолковского, гениального са­моучки, в могилу сошел первый подлинный звездоплаватель.

О.Дрожжин