Сегодня о КК "Буран" написано столько, что "шаттл", слетавший 113 раз, ржавеет от зависти. Поэтому подробности - на сайте
А я попробую что-нибудь о экипажах. Сразу оговорюсь, материал сырой - информация попадается противоречивая.
23.08.1976 - 6-й набор в отряд ЦПК ВВС. (9 лётчиков ВВС). Группа набрана с целью подготовки пилотов по програме "Буран". Подготовка группы отличалась от обычной тем , что лётчики должны были в кратчайшие сроки получить квалификацию лётчиков-испытателей. Однако "Буран" задержался с рождением и все космонавты работали в других программах.
Надо сразу сказать, что официальных назначений в экипажи "Бурана" не было. Однако вполне реальные экипажи готовились.
Дело осложнялось тем, что "Бураном" занимались сразу 3 мощных органицации, имеющих свои отряды космонавтов. И все они видели в экипажах "своих" космонавтов.
1984 - в ЛИИ им. М.М. Громова были сформированы экипажи для испытания аналога "Бурана" - БТС-02. Эти же экипажи планировались и для 1-го пилотируемого полёта "Бурана". Эти экипажи и испытывали БТС-02 в 1984-1988 гг.
основной экипаж | дублирующий экипаж |
И. Волк (СССР) - 2 полёт - командир Р. Станкявичюс (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
А. Левченко (СССР) - 1 полёт - командир А.Щукин (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
1985 г - в НПО "Энергия" считали, что в экипаж "Бурана" обязан войти опытный бортинженер. Поэтому там было сформировано 4 экипажа. В таких составах они проходили техническую подготовку в НПО "Энергия".
1 экипаж | 2 экипаж |
И. Волк (СССР) - 2 полёт - командир А. Иванченков /СССР/ - бортинженер - 3 полёт |
А. Левченко (СССР) - 1 полёт - командир Г. Стрекалов /СССР/ - бортинженер - 5 полёт |
3 экипаж | 4 экипаж |
Р. Станкявичюс (СССР) - 1 полёт - командир А. Баландин /СССР/ - бортинженер - 1 полёт |
А.Щукин (СССР) - 1 полёт - командир В. Лебедев /СССР/ - бортинженер - 3 полёт |
1 экипаж | 2 экипаж |
И. Волк (СССР) - 2 полёт - командир А. Иванченков /СССР/ - бортинженер - 3 полёт |
А. Левченко (СССР) - 1 полёт - командир Г. Стрекалов /СССР/ - бортинженер - 5 полёт |
3 экипаж | 4 экипаж |
Р. Станкявичюс (СССР) - 1 полёт - командир А. Баландин /СССР/ - бортинженер - 1 полёт |
А.Щукин (СССР) - 1 полёт - командир С. Крикалёв /СССР/ - бортинженер - 1 полёт |
1987 - в ГКНИИ ВВС создали свою группу космонавтов, а заодно и свой экипаж:
И. Бачурин (СССР) - 1 полёт - командир А. Бородай (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
Этот экипаж также совершил 7 полётов на БТС-02.
август 1988 - 6 августа умер Левченко, а 18 августа разбился Щукин. Между тем работы по "Бурану" шли вполне успешно (15 ноября 1988 г. он совершил 1-й беспилотный полёт. 2-й, тоже беспилотный, планировался на 1991, затем следовал и пилотируемый), поэтому оставшийся экипаж был расформирован и создано 2 новых:
основной экипаж | дублирующий экипаж |
И. Волк (СССР) - 2 полёт - командир М. Толбоев (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
Р. Станкявичюс (СССР) - 1 полёт - командир В. Заболотский (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
9.09.1990 - погиб в авиакатастрофе Р. Станкявичюс. Командиром теперь планировался Заболотский, а вместо него собирались назначить У.Султанова.
основной экипаж | дублирующий экипаж |
И. Волк (СССР) - 2 полёт - командир М. Толбоев (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
В. Заболотский (СССР) - 1 полёт - командир У.Султанов (СССР) - 1 полёт - 2-й пилот |
1992 - работы по "Бурану" были приостановлены и уже более никогда не были возобновлены. В этом же году с уходом Бачурина распался и экипаж "Бурана", планируемый Министерством обороны. О экипажах, планируемых "Энергией", перестали упоминать ещё раньше, с прекращением ими технической подготовки.