о полёте Шепарда читай тут: Т.Вулф Г.Салахутдинов |
Алан Шепард |
Советские журналисты много раз приводили подобные сравнения и упрекали американцев в необъективности - шума-то сколько в Америке из-за такого пустяка! А между тем пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" действует во всех странах одинаково. О полёте Гагарина до его старта знали около тысячи человек. Страна узнала о своём герое, когда он уже пошёл на посадку. И это несмотря на заранее записанные на плёнку сообщения! Президент США Дж.Кеннеди, разбуженный посреди ночи, узнал эту новость раньше.
А.Шепарда в полёт провожала вся страна. 45 миллионов человек смотрели старт по телевизору, сотни тысяч приехали на космодром. Это очень впечатляет - всего за 15 минут человек поднялся в космос и успешно опустился за сотни километров от старта - и при этом на твоих глазах!
1.Что же успел сделать пилот за свой скоротечный полёт? Всё, что было запланировано. Самое главное - он управлял своим кораблём. Напомню - Гагарина от управления отстранили, за него всё решала автоматика. И даже в случае её отказа он должен был пройти "тест на разумность" - вскрыть конверт, прочитать код и набрать число "125". У Шепарда кодов и конвертов не было. Пилот на американских КК изначально был самой главной управляющей системой.
старт "Меркурия-3" |
Каковы причуды истории! Всегда американская электроника превосходила советскую, была надёжной, компактной, совершенней. И были созданы удивительные космические аппараты-роботы. Но до сих пор на пилотируемых американских КК все ответственные операции выполняет космонавт.
Все советские КК, оснащённые "самыми тяжёлыми калькуляторами в мире", все маневры выполняют без вмешательства экипажа и лишь в крайнем случае космонавт берёт управление в свои руки. А на "Восток" ручное управление вообще ставить не хотели!
Такова сила инерции - всё пошло от первого автоматического "Востока" и управляемого пилотом "Меркурия". Даже после того, как NASA выделило кучу денег для разработки автоматической системы посадки "шаттла", посадку производит пилот.
Даже после того, как у российской космонавтики деньги кончились совершенно и появились предложения отказаться от автоматической системы стыковки "Курс" (стоит 1 млн $ !) и стыковаться вручную, от автоматики не отказались.
Какое же направление предпочтительнее? Сказать однозначно нельзя.
Американцы автоматическую стыковку так и не освоили и возят грузы на орбиту дорогущими шаттлами, зато стыковки у них всегда получаются. У нас же увлечение автоматикой привело к десяткам отказов, срыве многих экспедиций, но автоматические грузовики есть только у России!
В.Пономарёва (дублёр Терешковой) интересно рассуждает на эту тему. Дескать, изначально в СССР было недоверие к человеку.
Моё мнение несколько иное. Габариты "Меркурия" просто не позволяли увлекаться автоматикой. А "Восток" был лишь первым шагом к созданию королёвских "ракетных поездов", с автоматическими танкерами и грузовиками.
Так или иначе, а первым управлял КК Шепард. Он с помощью микродвигателей ориентировал его и при спуске стабилизировал в нужном положении.
Нельзя сказать, что СССР сильно отстал в управлении КК. Уже через 3 месяца Титов на "Востоке-2" успешно опробовал систему ручной ориентации.
2.Также впервые Шепард вернулся назад в своём корабле, без катапультирования. Что ни говори, а эти катапультирования на "Востоках" - вынужденный цирковой трюк, от которого отказались при первой возможности и больше никогда не планировались.
Амортизационные посадочные устройства спускаемого аппарата американского космического корабля «Меркурий»: 3 — металлические соты под креслом космонавта; 4 — надувной баллон из стеклоткани под днищем спускаемого аппарата. |
В СССР впервые посадка без катапультирования произошла только в 1964г, когда была применены ДМП (двигатели мягкой посадки)
Ещё Шепард первым приводнился. Но это большим достижением не назовёшь - тоже вынужденная мера. Все американские КК дошаттловской эпохи садились с большой скоростью, как и советские, поэтому целились в океан, где посадка помягче и наготове эскадры авианосцев во многих районах. Впрочем, для посадки на сушу тоже были придуманы разные меры - смотри рисунок.
Минуты после посадки - и новый полёт. (доставка КК на корабль) |
Кстати, цитата из книги В.Пономарёвой:
«Полигон, 1960 год. Работаем для запуска человека в космос. Известно, что американцы форсируют свои "прыжки" на ракете, Сергею Павловичу это не нравится: «Что же, они "прыгнут" и будут первыми?! Надо подумать и дать точное определение, что такое пилотируемый космический полет». Георгий Михайлович Гречко (космонавт, а тогда молодой инженер, работавший в ОКБ Королева. — В. П.) реагирует быстро: "Пилотируемый космический полет — это такой полет в космосе, который совершали, совершают и будут совершать только русские"».
Что было после полёта? Много пишут, как Гагарин колесил по свету и покорял народы своим обоянием. И не пишут о том, что КК "Восток" был так засекречен, что даже фото его опубликовали только в 1967. Американцы поступили как раз наоборот - Шепард скромно ушёл в тень (правда, после триумфальной поездки по Америке) и продолжал подготовку , а "Меркурий-3" возили по свету. 26.05.1961 в Париже, 13.06.1961 в Риме... А родной городок Шепарда его земляки тут же переименовали в Спейстаун.