МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

На современном этапе развития авиационной и космической медицины вопросы психологической экспертизы, морально-психологической подготовки и медико-психологических исследований в тесном единстве с другими медицинскими исследованиями занимают особое место в общем комплексе медико-биологических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение эффективности профессионального труда космонавтов.
Усложнение космической техники, увеличение продолжительности космических полетов, существенное расширение круга решаемых принципиально новых задач обуславливают неуклонное повышение требований к космическим экипажам, к уровню их профессиональной подготовленности и их морально-психологическим качествам.
Профессиональная деятельность космонавтов представляет собой одну из новых разновидностей трудовой деятельности человека. Специфически сложные условия протекания этой деятельности определяют особую актуальность потенциальных возможностей, психофизиологических, психологических, личностных свойств космонавта, способностей и умения эффективно приспосабливаться к этим условиям, формировать и сохранять высокий уровень активности нервно-психического состояния и работоспособности, т. е. умение формировать оптимальный стиль жизнедеятельности, активную жизненную позицию, оптимальный уровень саморегуляции психофизиологических функций [41, 83, 105].
В достижении этих результатов, безусловно, участвует самый широкий комплекс социально-политических, педагогических и методических воздействий, направленных на повышение идейно-политической и социальной зрелости космонавтов, совершенствование их нравственных и морально-психологических качеств. В связи с этим психологическую подготовку космонавтов в широком смысле необходимо определять как составную часть морально-психологической подготовки, фундаментом которой является коммунистическое мировоззрение и идейная убежденность, как сплав знаний и практических действий, тесное единство идейно-политического, профессионального и нравственного потенциала личности космонавта.
В этом комплексе воздействий важная роль принадлежит более частному специфическому кругу проблемных задач, эмпирически обозначенных категорий медико-психологической подготовки. Главным содержанием этого вида подготовки является мобилизация и гармоничное развитие необходимых психофизиологических и психических свойств, целенаправленное совершенствование способностей к адекватной самооценке и саморегуляции, активное деятельное формирование концептуальной модели предстоящего полета и программы своей жизнедеятельности в реальной космической работе.
Таким образом, медико-психологическая подготовка космонавтов заключается в последовательном, целенаправленном формировании системы адекватных отношений к новым необычным условиям профессиональной деятельности, к самому себе, членам экипажа, специалистам наземного комплекса центра управления полетом, к успеху и неуспеху программного выполнения работы, к предвиденным и непредвиденным осложнениям в жизнедеятельности.
Медико-психологическая подготовка — это системно-сбалансированный комплекс экспертно-диагностических, испытательно-тренировочных, психопрофилактических и различных психолого-методических мероприятий, осуществляемых на всех этапах профессиональной подготовки космонавтов в определенном консультативно-профилактическом плане, реализуемом в космическом полете и в послеполетном реадаптационном периоде. Содержание и методические направления всех этих мероприятий не носят строгого статического характера, а динамически видоизменяются в соответствии с особенностями конкретных этапов и изменениями профессиональной космической деятельности.
Медицинский контроль за состоянием здоровья кандидатов в космонавты и космонавтов на этапах подготовки проводится с целью:
Постановление врачебно-экспертной комиссии о годности к специальным тренировкам, летной работе и парашютным прыжкам действительно в течение года.
Медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов носит динамический характер и осуществляется по согласованным программам с помощью:

Специальные клинико-физиологические обследования космонавты проходят перед включением в состав группы подготовки и в состав экипажей. Естественно, за 2 — 3 недели перед выполнением космического полета проводится клинико-физиологическое обследование экипажа по специальной программе, имеющей экспертную и научно-исследовательскую направленность с учетом предстоящей программы космического полета.

Влияние профессиональной деятельности космонавтов на их психологические свойства и качества

Подготовка к космическим полетам. Профессиональная деятельность космонавтов, начиная с отбора кандидатов в космонавты и включая все последующие этапы космической подготовки, имеет ряд особенностей, оказывающих определенное влияние на динамику изменения психофизиологических, психологических и личностных свойств и качеств. Среди этих специфических особенностей наиболее важное значение имеет высокий уровень индивидуальной, сформированной мотивации на участки в космическом полете, необходимость усвоения обширной программы общекосмической подготовки, значительные интеллектуальные и эмоционально-волевые нагрузки, необходимость постоянного физического, нравственного и культурного самосовершенствования, сохранения и формирования прогрессивных убеждений и профессиональной увлеченности.
Обширный опыт динамического изучения психологических свойств и личностных качеств космонавтов, накопленный в процессе их космической подготовки, выявил достоверно благотворное влияние всех этапов подготовки на психологический свойства и качества. Вместе с тем анализ отдельных случаев невысокой результативности профессиональной подготовки указал на существенное значение психологического контроля за системой личностной самооценки и сознательной саморегуляции, за теми глубоко индивидуальными, характерными чертами личности, определяющими нравственную атмосферу, сферу прогрессивного мировоззрения, убеждений, интересов и устойчивого оптимизма.
Эти данные закономерно определили актуальность соответствующих методов психологического отбора кандидатов в космонавты и целенаправленной психологической коррекции в системе медико-психологической подготовки.
Космические полеты. Необычные условия существования в космосе, факторы космического полета, многие из которых по существу являются достаточно стрессовыми, и определяют ряд особенностей жизнедеятельности космических экипажей [41],
Особенности профессиональной деятельности предъявляют значительные требования к космическим экипажам. Помимо факторов профессиональной подготовленности (обученности и тренированности к действиям по эффективному выполнению программы полета), высокой устойчивости к постуральным воздействиям, хорошего соматического состояния здоровья, высокой нервно-психической устойчивости к воздействию экстремальных факторов космического полета, члены экипажа должны обладать активным творческим потенциалом, высокой эрудицией и интеллектом, умением адекватно организовать познавательную деятельность в условиях информационной неопределенности, развитой интуицией, чувством сопереживания, способностями чутко улавливать изменения в обстановке и оперативно принимать правильные решения, развитыми способностями эффективно приспосабливаться к условиям экологически замкнутой среды космического объекта.
Опыт медико-психологического контроля за состоянием космонавтов как в кратковременных, так и в длительных полетах показал, что существенных психических изменений, неблагоприятно отражающихся на работоспособности и выполнении программ полетной деятельности, не наступает. Этот основной факт имеет принципиально важное значение в решении вопросов о возможностях более длительного существования человека в космосе и в определенной мере подтверждает правильность сложившейся системы медико-психологической подготовки.
Наиболее типичными изменениями, наблюдаемыми в начале полета, являются кратковременные иллюзорные восприятия в оценке временных интервалов, пространства и своего положения. Возникновение их основано на закономерном процессе адаптации анализаторных систем к условиям невесомости.
К развернутым формам дезориентации они не приводят и, как правило, корригируются интеллектуальной выработкой новых ориентиров и бесследно исчезают в ходе острого периода адаптации организма.
Другой формой типичных психических состояний является состояние утомления. В многофакторности развития этого состояния определенное место имеет психологический фактор высокой мотивированности на полное и качественное выполнение текущей программы работ, зачастую отражающейся на режиме труда и отдыха космонавтов. В отдельных случаях состояние утомления может напоминать формы кумулирующего утомления и астенизации.
В более редких случаях развившееся состояние астенизации может служить фоном спонтанного реактивного выражения эмоционально-аффективных фиксированных реакций, нестойких эпизодов интерпретационных искажений и стертых форм акцентуации индивидуально-характерологических особенностей.
Развитие астенических форм психических изменений наблюдается чаще у космонавтов с определенной личностной переоценкой своих возможностей и невысоким уровнем развитости саморегуляции. Эти данные в свою очередь определяют актуальность соответствующих направлений психолого-педагогических коррекций на этапах космической подготовки и реализации психопрофилактических меропрятий в ходе самого полета.
Наряду с указанными психическими изменениями в условиях космической деятельности выступает широкий класс однозначно положительных сдвигов во всей многоуровневой системе психических свойств, в сфере самосознания и общего мировоззрения. В качестве наиболее существенных можно отметить развитую наблюдательность, оперативность мышления, творческую активность, уверенность в себе, доброжелательную общительность, развитое чувство юмора и многие другие личностные качества нравственно-эстетического и социально-психологического характера.
Послеполетный реадаптационный период. Психологические особенности послеполетного реадаптационного периода в определяющем значении заключаются в положительно выраженном эмоциональном фоне настроения космонавтов, которое зачастую может принимать формы эйфории со склонностью переоценивать благополучие в состоянии своего здоровья, в текущих событиях и в оценке обстановки. Ситуационно обусловленная активизация возбудительных процессов психических функций на фоне общей картины детренированности, утомления, астенизации нередко может сменяться состоянием апатии, снижением инициативности, последовательности и целеустремленности в поведении, действиях и интересах. Как правило, эти изменения отмечаются в первые несколько дней послеполетного периода.
В отдельных случаях наблюдаются более глубокие формы неустойчивости настроения с ослабленной критичностью к себе, к своим действиям, склонность фиксировать внимание на субъективных мотивах, суждениях, интересах. Эти случаи отмечаются у лиц, которые в полете выявили признаки астенических психических изменений. Следует отметить, что во всех случаях пилотируемых космических полетов в нашей стране, ре-адаптационный период протекал в психологическом отношении благоприятно и не сопровождался какими-либо негативными проявлениями.

Организационно-методические основы и принципы медико-психологической подготовки

Целью медико-психологической подготовки является обеспечение психологических условий повышения эффективности деятельности космонавтов. Достижение этой цели осуществляется:
Общие условия медико-психологической подготовки. Медико-психологическая подготовка является составной частью всей системы (программы) подготовки космонавтов к космическим полетам. Основные компоненты медико-психологической подготовки пронизывают все виды профессиональной подготовки.
Конечным результатом медико-психологической подготовки космонавтов является формирование сильной, активной, целеустремленной личности, устойчивой в моральном и психологическом плане к воздействию специфических факторов профессиональной деятельности и обладающей высоким уровнем интеллектуального развития, органически связанным единством комплекса профессиональных знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного выполнения полетного задания в космосе.
Главное условие медико-психологической подготовки состоит в том, чтобы совокупностью социально-психологических, инженерно-психологических, психолого-педагогических и медико-психологических мероприятий, методов и средств обеспечивать заданный уровень работоспособности космонавтов на всех этапах космической подготовки и в самом космическом полете. Начиная с этапа профессионального и медико-психологического отбора, мероприятия медико-психологической подготовки осуществляются на протяжении всего периода профессионального становления и активной деятельности космонавтов. Это требование динамичности медико-психологической подготовки тесно связано с необходимостью системного комплексного подхода в реализации соответствующих мероприятий.
Теоретическая подготовка по основам космической психологии должна сочетаться с практическим ознакомлением космонавтов с условиями, моделирующими в большей или меньшей мере комплексность воздействия специфических факторов космического полета. Изучение индивидуальных психологических качеств и свойств космонавтов должно осуществляться в неразрывной связи с ознакомлением их с выявленными результатами обследований, с выработкой рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование профессионально-значимых личностных свойств и качеств.
Психокорректирующая психолого-педагогическая направленность этого ознакомления принимает деятельные активные формы целевой подготовки при условии целенаправленного вовлечения космонавтов в различные тренировки и испытания с предъявлением экстремальных воздействий.
Важным условием целевой психологической подготовки является соблюдение принципа планомерного и последовательного усложнения условий тренировочно-испытательной деятельности космонавтов, исходя из индивидуальных особенностей и этапов профессиональной подготовки.
Вместе с тем принципиально важным является искусственно-создаваемая максимальная концентрация «психологических трудностей» для кандидатов в космонавты на этапах отбора, когда решаются преимущественно экспертные задачи. В дальнейшем, по мере успешного прохождения этапов отбора и общекосмической подготовки наряду с экспертными задачами главное внимание уделяется психопрофилактическим мероприятиям и консультативно-методической помощи. Последнее направление медико-психологической подготовки, получившее название «психологической поддержки», имеет исключительно важное значение для обучения космонавтов принципам и основам психопрофилактики на этапе экипажной подготовки и практической реализации в космическом полете.
В связи с этим следует отметить, что учет индивидуальных особенностей, опыта, знаний и других личностных свойств и качеств космонавтов также является одним из основных условий эффективной реализации общей системы мероприятий по повышению нервно-психической устойчивости и совершенствованию упомянутых качеств. Индивидуализация подготовки предусматривает коллективные формы ее осуществления с организацией соревновательной атмосферы, создания равных для всех космонавтов условий этого соревнования.
Четкое определение конкретных задач медико-психологической подготовки в соответствии с целями и задачами, особенностями программ предстоящего космического полета характеризует принцип адекватности, соответствия содержания подготовки ее целям.
Данный принцип предполагает использование предшествующего опыта медико-психологической подготовки, тщательное изучение сильных и слабых сторон в личностных особенностях космонавтов в общей системе групповых отношений в экипаже и разработку конкретных мероприятий их перспективного совершенствования.
В реализации мероприятий психологической подготовки существенное значение имеет активизация самостоятельности, инициативности, творческого отношения самих космонавтов к своей подготовке и формированию у них социальных целей, ценностных ориентации, высокой мотивации на участие в полете и стремление к сотрудничеству.
Данное правило, являющееся основным условием формирования высокого чувства ответственности и осознанности своих действий, поступков, поведения, широко перекрывает возможности всех конкретных методов медико-психологической подготовки и обеспечивается всей системой общественных, идеологических и политических воздействий на космонавтов в процессе подготовки к полету.
Определяющим правилом-условием успешной реализации мероприятий психологической подготовки является целенаправленность, обоснованность проведения этих мероприятий, исходя из учета динамического контроля индивидуальных особенностей и динамики развития отдельных показателей психологических свойств.
Таким образом, психологическая подготовка основывается на возможно более полном знании личности космонавта, его сильных и слабых психологических черт, т. е. на динамическом изучении и контроле психологических особенностей. Это изучение, по существу, должно являться непрерывным процессом, начиная с этапа отбора кандидатов в космонавты и в течение всего времени профессиональной деятельности космонавтов. Этот принцип динамичности медико-психологического изучения, заключающийся в повторности, многократности и этапности проведения медико-психологических исследований, основан на методологических позициях отечественной психологии, рассматривающей становление и развитие личности в неразрывной связи с трудовой деятельностью и общественными отношениями [1, 8, 30, 67, 68, 69].
Динамическое изучение личности космонавтов, его индивидуальных особенностей, профессионально-значимых свойств и качеств предусматривает комплексный подход в использовании самых различных методических средств и приемов психологических исследований. Это правило комплексности медико-психологических исследований предполагает единство и органическую связанность использования как лабораторных методов и модельных экспериментов, так и натурных испытаний.
Сложившаяся в настоящее время методология медико-психологического изучения космонавтов, доказавшая свою жизненность и перспективность в решении задач эффективной подготовки космонавтов к космическим полетам, предъявляет ряд требований к практикуемым методам исследования. Эти требования заключаются в следующем:
В интерпретации и оценке материалов исследований существенную роль играет принцип системности анализа различных показателей психофизиологического, психологического, личностного и социально-психологического характера [70, 71, 72]. Правильное понимание соотношения и взаимоотношения этих показателей с выделением реальных практических результатов профессиональной подготовки и морально-психологических характеристик будет способствовать наиболее объективному пониманию психологических особенностей космонавта и эффективному проведению мероприятий медико-психологической подготовки.
Медико-психологическое исследование должно быть направлено на ознакомление самих космонавтов с результатами исследования и выработку рекомендаций, направленных на развитие и совершенствование профессионально-значимых свойств и качеств. Это важнейшее условие единства психодиагностики, психопрофилактики и психокоррекции медико-психологических исследований должно неукоснительно соблюдаться на всех этапах космической подготовки при использовании всех возможных и целесообразных в этих условиях методов исследования.
Методы, методические приемы и мероприятия медико-психологической подготовки включают в себя:
Теоретическая подготовка по космической психологии способствует овладению знаниями, необходимыми для освоения принципов психологической подготовки и успешного ее применения на практике.
Программа теоретической подготовки включает в себя ряд тематических занятий, отражающих предмет космической психологии, психологию личности космонавта, вопросы психологической подготовки, «психологической поддержки», инженерно-психологические аспекты космической психологии, социально-психологические, психолого-педагогические аспекты и вопросы безопасности космических полетов, связанные с психологическим статусом космонавтов.
Программа психологической подготовки реализуется по типу лекционных занятий, бесед с демонстрацией соответствующих схем, плакатов, рисунков и рассчитана на 14 — 20 ч.
Ознакомление космонавтов с их индивидуально-психологическими особенностями формирует у них адекватную систему самооценки, самокритичности и правильного представления о своих наличных и потенциальных возможностях. Материалы для ознакомления подбираются и группируются по результатам психологических обследований. Существенную роль в доведении до космонавтов этой информации имеют наглядные формы представления достоверных данных о динамике изменения тех или иных показателей. Выдача конкретных рекомендаций по саморазвитию и дальнейшему совершенствованию определенных психологических функций, свойств и качеств является обязательным условием использования метода.
Метод разъяснительной психокоррекции основан на широко известном в отечественной клинической психологии методе рациональной психотерапии.
Разъяснительная психокоррекция в основном построена на логической аргументации меры соответствия тех или иных свойств и качеств космонавта условиям профессиональной деятельности. Вместе с тем данный метод включает в себя эмоциональные воздействия, элементы внушения и педагогические приемы. Использование данного метода нацелено на формирование оптимистического фона настроения и уверенности в преодолении тех или иных недостатков.
На первом этапе психокоррекции рассматриваются основные предпосылки (личностные особенности) возникновения неправильных установок, интерпретационных искажений и конфликтов между личностью и средой. Завершающим этапом является разработка и осуществление плана коррекции самооценок, разрешение внутреннего конфликта и закрепление полученных результатов.
Метод проблемного обучения нацелен на активное преодоление самим космонавтом выявленных недостатков в функционировании основных психических процессов (внимание, память, мышление, воображение). Метод основан на теоретических разработках педагогической психологии по проблеме умственного развития и активизации умственных действий.
Для эффективного использования проблемного обучения необходимо тщательное изучение индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности и обоснованный выбор предъявляемых задач для совершенствования тех или других функций. Этим задачам могут служить пробы на восприятие, внимание, воображение, память, мышление и т. д.
Новым методическим приемом проблемного обучения, способствующим оперативной активизации умственных действий и интериоризации положительных навыков интеллектуальной обработки является модель группового взаимодействия космонавтов при совместной работе с информационно-неопределенными стимулами (пятна Роршаха, картинки тематического аперцептивного теста и фрагменты проективно-ассоциативного логического теста).
Данный метод при целенаправленном подборе партнеров, различающихся стилями познавательного поведения, обеспечивает существенную результативность своего применения [46].
В оценке эффективности использования метода проблемного обучения анализируются следующие показатели: степень самостоятельности в выполнении и оперировании признаками новых закономерностей или правил; полноты выделения существенных признаков; степени обобщения формулировок; чувствительности к подсказкам; устойчивости достигнутых обобщений.
Целью обучения космонавтов навыкам сознательной саморегуляции является активное формирование и развитие навыков управления непроизвольными функциями своего организма в интересах повышения надежности и эффективности профессиональной деятельности. Метод сознательной регуляции (саморегуляции) основан на принципах проведения аутогенной тренировки [88].
Программа подготовки рассчитана на 4-часовое теоретическое занятие и 46-часовую практическую отработку. На теоретических занятиях разъясняется сущность аутогенной тренировки, психологические и физиологические основы, история развития и область ее применения.
На практических занятиях отрабатываются навыки в управлении мышечным тонусом верхних и нижних конечностей, сосудистыми реакциями конечностей, ритмом дыхания, сердцебиения, тонусом внутренних органов и фазам засыпания и бодрствования. Обязательным условием аутогенной тренировки является индивидуальный подход, добровольность участия и периодическое закрепление достигнутых результатов. Показания к проведению тренировки определяются мерой выраженности вегетативных компонентов при состояниях психической напряженности и степенью переживаемых состояний тревожности в различных экспериментах и испытаниях.
Одним из наиболее важных методов медико-психологической подготовки является сурдокамерный эксперимент в режиме непрерывной деятельности и пролонгированным бодрствованием в течение 64 — 72 ч. Целью данного эксперимента является практическое ознакомление кандидатов в космонавты и космонавтов с самостоятельной работой в экологически замкнутой системе «человек — машина», моделирующей условия профессиональной деятельности.
Эксперимент проводится на специально оборудованном стенде информационно-регулируемых отношений. Длительность эксперимента составляет от 7 до 10 суток.
В ходе эксперимента решаются следующие задачи медико-психологической подготовки:
Эффективность решения этих задач во многом зависит от качества подготовки (постановки) эксперимента, подготовленности дежурного персонала, экспериментаторов; разнообразия методической оснащенности и оперативности обработки материалов, необходимых для выдачи конкретных рекомендаций экипажам к предстоящим космическим полетам.
Метод стендового моделирования нацелен на избирательное, дифференцированное совершенствование каких-либо свойств и качеств космонавтов при работе над определенными классами задач (психофизиологические пробы, операторские задачи, компенсаторное слежение, реакции на движущийся объект, выделение полезного сигнала из шумового фона помех, отсчитывание временных интервалов, гомеостатическое взаимодействие, ассоциативно-вербальное взаимодействие и др.).
Обязательным условием применения методов стендового моделирования является обеспечение космонавтов при работе их на стендах наглядной информацией, отражающей результативность их деятельности. Качественное решение этой задачи придает этому виду подготовки игровой, соревновательный эффект, повышающий учебно-тренировочное значение и возможности данного метода.
Метод натурных экспериментов (испытаний) включает в себя тренировки космонавтов по усвоению действий жизнеобеспечения при автономном существовании в различных климатогеографических условиях. Являясь одним из методов общей профессиональной подготовки, тренировка в различных климатических условиях существенно отражает состояние нервно-психической устойчивости космонавтов к различным стрессовым воздействиям и достигает совершенствования адаптационных способностей организма [13, 29]. Эффективность использования данного метода подготовки во многом зависит от качественности консультативно-методического и психологического их обеспечения. Мероприятия, направленные на психологическое обеспечение, включают в себя: отбор контингента тренирующихся с распределением их по экипажам и определение позиционных ролей в экипаже; дифференцированное определение предстоящих нагрузок, связанных с тренировкой; планирование взаимодействия с экипажами в ходе тренировок; медико-психологический контроль.
Критериями оценки успешности проведения тренировки являются: высокая результативность практических действий космонавтов по жизнеобеспечению; положительная динамика групповых взаимоотношений в экипаже; стабильно положительный фон настроения; стабилизация благоприятных личностных свойств и качеств по материалам методических исследований и динамического наблюдения.
Отсутствие этих показателей или отрицательное их значение может служить основанием для повторного использования данного метода подготовки. В этом случае необходимо тщательно изучить причины неблагоприятной динамики личностных свойств для предупреждения их возникновения в повторных тренировках.
Значение летной подготовки в совершенствовании психологических и психофизиологических качеств космонавтов обусловлено общностью многих сторон летной и космической деятельности по среде обитания, условиям труда и психофизиологическим характеристикам элементов трудовой деятельности [10, 11, 53]. В формировании психофизиологической устойчивости летная подготовка играет существенную роль.
Это обусловлено решением широкого круга задач комплексной психологической подготовки, в которую входят: тренировки непосредственного и опосредованного пространственного ориентирования в условиях быстро меняющегося трехмерного пространственного положения; отработка адекватной глазомерно-двигательной реакции, формирование адекватной системы автоматизированно-координационно-двигательных навыков; отработка профессиональных действий в условиях дефицита времени, информационно изменяющейся обстановки; повышение нервно-психической устойчивости в процессе экстремального воздействия внешней среды.
Существенной задачей в летной подготовке является также совершенствование приспособительных физиологических механизмов при комплексном воздействии факторов полета, т. е. достижение устойчивого функционального состояния.
Программа летной подготовки определяется уровнем развития летных навыков, стабильностью летного мастерства и мерой выраженности позитивной психофизиологической напряженности в полетах. Уровень развитости летных навыков и стабильность летного мастерства оцениваются соответствующими показателями летной деятельности. Уровень психофизиологической напряженности оценивается показателем адекватности, упорядоченности поведенческих реакций и вариативностью изменения частоты сердечных сокращений и дыхания [39, 40]. Оценка последних показателей особенно важна при выполнении сложных и ответственных элементов полета: взлета, набора высоты, разворотов, пилотирования, расчета на посадку и др.
Комплексный учет показателей техники пилотирования, поведенческих реакций и причин психофизиологической напряженности является непременным условием общего психофизиологического контроля за летной подготовкой космонавтов, усвоением содержания подготовки и определения конкретных программ.
В процессе летной подготовки решаются следующие задачи:

Методами, реализующими решение этих задач, являются:

Парашютная подготовка также является одним из существенных методов повышения нервно-психической устойчивости космонавтов [11, 13, 96, 102]. Данный метод подготовки особенно ценен возможностями комплексного психологического контроля за нервно-психическим состоянием космонавтов в процессе выполнения программы парашютных прыжков с оперативным корректированием содержания, последовательности и объема прыжков. Дифференцированная оценка динамики общей нервно-психической устойчивости и отдельных функционально-психологических свойств осуществляется с учетом реальных результатов выполнения парашютных прыжков, результатов наблюдения за поведением космонавтов и анализа результатов психологического, личностного, психофизиологического и операторского методов исследований.
Критериями успешной реализации данного метода подготовки являются: прогрессивное совершенствование навыков качественного выполнения парашютных прыжков; позитивная настроенность к выполнению прыжков; адекватность поведенческих реакций; благоприятная динамика показателей, выявленных в ходе психофизиологических и психологических исследований.
Основным условием психологического контроля во время парашютной подготовки является соблюдение правил максимальной безопасности прыжка с парашютом и организация благоприятной психологической обстановки.
Физическая (спортивная) подготовка имеет разностороннюю направленность и преследует развитие широкого диапазона физических и психологических качеств. Различные виды физической подготовки (в том числе спортивные игры) решают задачи, обеспечивающие выработку выносливости, силы, быстроты, ловкости, координации, скорости реакций, устойчивости к перегрузкам, вестибулярным раздражениям, эмоциональным факторам, в основе которых лежат адекватные реакции реализуемых действий и системы самооценки и волевого самоуправления [18].
В игровых видах спортивной подготовки, в условиях взаимодействия одного космонавта с другим и с группой особенно отчетливо реализуется весьма важный принцип психологической подготовки, как единство тренировки, обучения и воспитания в общем комплексе совершенствования физических, индивидуально-психологических и морально-психологических качеств. В данном виде подготовки важное значение имеет метод динамического наблюдения, который может выявить коррегируемые и сознательно скрываемые особенности характера взаимоотношений в группе и в экипаже. Результаты наблюдений могут служить основанием для методического видоизменения условий игрового взаимодействия с перспективным распределением ролевых позиций между взаимодействующими космонавтами. Для успешного использования методов физической подготовки в целях совершенствования психологических свойств и качеств космонавтов важную роль играет тесное взаимодействие специалистов-психологов и инструкторов-методистов физической подготовки.

Этапы медико-психологической подготовки

Медико-психологическая подготовка представляет собой единый динамический процесс, охватывающий все этапы общекосмической подготовки кандидатов в космонавты; подготовки космонавтов к космическим полетам в группах и экипажах.
Работа с медицинской аппаратурой - важная составная часть всей подготовки  
Медико-психологическая подготовка на этапе общекосмической подготовки начинается с первичного отбора и заканчивается после включения космонавтов в состав групп подготовки их к космическим полетам.
Основой медико-психологической подготовки является изучение анкетных данных, служебно-партийных характеристик и проведение лабораторно-психологических исследований. Главным условием качественного отбора кандидатов в космонавты является комплексное системное изучение имеющихся материалов, выявление наиболее актуальных параметров, показателей и выделение вероятностно-прогностической общей оценки. Это требование предполагает использование самого широкого профиля методических приемов исследования, повторность их применения и использование методов модельных экспериментов.
На этапе общекосмической подготовки кандидатов в космонавты в плановом порядке проводится широкий комплекс исследований, включающий в себя психофизиологические пробы, исследования психических функций, личностные методы исследования, эколого-психологические методы натурного моделирования сложных условий жизнедеятельности и методы стендового исследования.
Одним из основных методов изучения на данном этапе подготовки является метод гермокамерного эксперимента, направленный на комплексное испытание нервно-психической устойчивости кандидатов в экологически замкнутом контуре информационно-регулируемых отношений.
Результаты плановых медико-психологических исследований и комплексных испытаний нервно-психической устойчивости используются для профессиональной ориентации кандидатов в космонавты по программам профессиональной подготовки в целях определения перспективных психологически совместимых экипажей и главным образом для индивидуализации процесса дальнейшей медико-психологической подготовки.
Наиболее важным на данном этапе является теоретическая подготовка по основам космической психологии, разъяснительная психокоррекция, проблемное обучение, обучение навыкам сознательной саморегуляции, натурные тренировки и испытания.

Тренировки в нагрузочном костюме «Чибис»  

В отдельных случаях на этом этапе подготовки могут возникать вопросы экспертного характера по оценке годности отдельных кандидатов к профессиональной подготовке. Эти ситуации возникают в ходе испытания нервно-психической устойчивости в гермокамерных экспериментах или при проведении натурных тренировок.
Появление признаков ярко выраженных затруднений жизнедеятельности, психической дезадаптации, преждевременной астенизации, распространенных ошибок в деятельности, необычных форм поведения — может явиться основанием для вынесения неблагоприятных прогностических оценок.
Обязательным условием для этих случаев является комплексное изучение полученных материалов, сопоставление их с данными результативности общего хода профессиональной подготовки и клинико-психологического обследования.
После завершения этапа общекосмической подготовки составляется развернутая клинико-психологическая характеристика, в которой отражаются сведения:

Космическая баня  

На этапе подготовки космонавтов к космическим полетам в составе групп проводится целенаправленное изучение и совершенствование профессионально-значимых личностных свойств и качеств. Медико-психологическая подготовка на данном этапе включает в себя проведение комплексного клинико-психологического обследования, направленного на прогностическую оценку успешности выполнения программы групповой космической подготовки. Методы и приемы клинико-психологического обследования определяются в соответствии с программой предстоящей подготовки.
На данном этапе проводятся также избирательные исследования психических функций, отдельные операторские пробы и целенаправленно-выборочные методы личностных и проективных исследований. Результаты динамических наблюдений за ходом подготовки на предшествующем этапе и данные плановых периодических клинико-психологических исследований служат основанием для вынесения заключения о годности космонавтов к дальнейшей профессиональной подготовке на данном этапе.
В ходе этого этапа подготовки продолжается также углубленное изучение профессионально-значимых свойств и качеств. Проводятся как плановые, так и специальные исследования, реализуемые в условиях натурных тренировок и испытаний. Основное внимание при этом уделяется выявлению реальных и потенциальных затруднений, возникающих в профессиональной подготовке и соответственно разработке конкретных медико-психологических рекомендаций по совершенствованию профессионально-значимых личностных свойств и качеств. Эти рекомендации в первую очередь адресуются самим космонавтам и реализуются в форме ознакомления с особенностями личностной структуры, эмоционально-волевой сферы, особенностями познавательной деятельности с сильными и слабыми индивидуальными свойствами.
Ознакомление космонавтов с их индивидуальными свойствами сочетается с использованием метода разъяснительной психокоррекции, ознакомлением и обучением методам проблемного обучения и методическим приемам самостоятельного совершенствования тех или иных функций, свойств и качеств.
Существенное значение на данном этапе имеет обучение космонавтов навыкам сознательной саморегуляции с контролируемым управлением динамикой своего функционального состояния.
Медико-психологическая подготовка на данном этапе осуществляется также путем реализации рекомендаций по участию космонавтов в различных натурных тренировках (испытаниях). Существенное значение при этом имеет консультативно-методический контроль за ходом летной и парашютной подготовки и других видов профессиональной деятельности.
На этапе групповой подготовки в широком плане предпринимаются исследования психологической совместимости. Методами этих исследований являются как специальные методические приемы, так и приемы контроля за взаимоотношением космонавтов и различные модификации социометрических опросов. Используются также исследования группового взаимодействия в операторских и познавательных видах экспериментальной деятельности, исследования по парной словесно-ассоциативной пробе и различным социометрическим вариантам опросников и тестов.
В конце этапа групповой подготовки составляются углубленная медико-психологическая характеристика и рекомендации по оптимальному комплектованию психологически совместимых экипажей. В характеристике отражаются следующие основные сведения:
Этап экипажной подготовки включает в себя клинико-психологическое обследование штатного состава экипажа, проведение плановых и других специальных исследований, консультативно-методический контроль за ходом профессиональной подготовки экипажа и проведение широкого комплекса психопрофилактических и психокоррегирующих мероприятий, направленных на поддержание оптимального психического состояния, высокого уровня работоспособности и совершенствования системы групповых взаимоотношений в экипаже.
В программу обследования включаются групповые методы исследования и целенаправленно отобранные личностные, проективные методы и отдельные методические приемы изучения психологических функций и операторских свойств экипажей. По материалам исследования экипажа, данным наблюдения и предшествующих обследований выносится заключение о перспективности и прогнозе успешной непосредственной подготовки штатного экипажа.
В ходе данной подготовки в плановом порядке проводятся групповые исследования, нацеленные на динамический контроль хода формирования групповых взаимоотношений в экипаже. Лабораторные исследования сочетаются с проведением специальных натурных и полунатурных испытаний с динамическим наблюдением за ходом специальных видов подготовки на комплексных и специализированных тренажерах. В необходимых случаях используются такие методы, как анкетирование, целенаправленный опрос и различные модификации социометриче-ского опроса.
На этом этапе используются все возможности комплексного изучения динамики группового функционирования экипажей с дифференциальной оценкой уровня развитости системы групповых связей.
После завершения этапа непосредственной подготовки и проведения предполетного клинико-физиологического обследования выносится заключение о годности экипажа к космическому полету.
В заключение отражаются следующие сведения:

Приводятся наиболее объективные и достоверные результаты исследований и наблюдений; результаты экспериментально-психологических и клинических исследований отражаются в стандартизованных объективных величинах, позволяющих проводить сопоставительные оценки между экипажами.

Оценка результатов медико-психологической подготовки

Медико-психологическая подготовка контролируется по результатам периодических психологических обследований и данным, полученным в ходе динамического наблюдения за успехами профессиональной подготовки, с учетом результатов других видов подготовки космонавтов. Комплексная оценка подготовленности с выдачей экспертного заключения о годности к переходу на очередной этап подготовки или к космическому полету осуществляется в периоды завершения контрольного этапа подготовки с перспективой начала очередного этапа или предполетного периода.
Экспертные заключения выдаются на основании результатов клинико-психологического обследования, проводимого в объеме общего клинико-физиологического обследования (КФО). Обязательным условием для выработки обоснованных экспертных заключений является использование результатов данного обследования и других видов подготовки. Критерии оценки медико-психологической подготовленности кандидатов в космонавты по этапам подготовки могут быть следующие:

а) на этапе общекосмической подготовки:

При выявлении невысокого уровня выраженности этих показателей, сочетающегося с соответствующими данными результатов общей профессиональной подготовки и данными служебно-производственных характеристик, выносится заключение о негодности кандидатов к участию в последующем этапе групповой подготовки к космическим полетам.
Срок полномочия данного экспертного решения определяется индивидуально в каждом конкретном случае и зависит как от меры выраженности наблагоприятных личностных факторов, так и от результативности реализации соответствующих психолого-педагогических и психокорректирующих мероприятий;

б) на этапе подготовки космонавтов в составе групп:

Экспертное заключение о негодности космонавта к участию в последующем этапе непосредственной подготовки в составе экипажа выдается в исключительных случаях и зависит как от выраженности неблагоприятных личностных особенностей, так и от возможностей отбора психологически совместимого экипажа;

в) на этапе экипажной подготовки к космическому полету:

В выборе наиболее предпочительного экипажа, помимо результатов медико-психологической подготовки, учитываются также комплексы факторов по другим видам подготовки космонавтов.
Таким образом, медико-психологическая подготовка космонавтов является составной частью медико-биологической подготовки и представляет собой систему психодиагностических, экспертных, психолого-педагогических, ознакомительно-тренировочных, испытательно-исследовательских, психокорректирующих (психогигиенических, профилактических и психотерапевтических) мероприятий, методов и средств, направленных на выработку оптимального стиля психической саморегуляции и групповой взаимосвязанной жизнедеятельности в целях достижения заданного уровня нервно-психической устойчивости и психической работоспособности космонавтов, необходимого и достаточного для успешного выполнения конкретных программ космических полетов.
Формирование (воспитание) нервно-психической устойчивости, оптимального стиля психической саморегуляции и групповой взаимосвязанной жизнедеятельности космонавтов достигается:

В табл. 10 в дифференцированно-обобщенном виде представлены данные, характеризующие в определенной мере объем и содержание практических медико-психологических мероприятий, направленных на профессионально-психологическое изучение и воспитание личности космонавта в процессе отбора и подготовки к выполнению космического полета.

Далее...

Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288 с.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: «Наука» 1971. 379 с.
Бабийчук А.Н. Некоторые вопросы авиационной и космической медицины // ВМЖ, 1965. № 9. С. 61—65.
Береговой Г.Т. Небо начинается на Земле. М.: Молодая гвардия, 1976. 254 с.
Береговой Г.Т. Роль человеческого фактора в космических полетах // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1982. С.17—24.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1976. 349 с.
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль., 1983. 220 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 328 с.
Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975. 206 с.
Гримак Л.П. Психологическая подготовка парашютиста. М.: Изд-во ДОСААФ, 1971. 207 с.
Гуровский Н.Н., Еремин А.В., Крупина Т.Н., Богдашевский Р.Б. Отбор и подготовка космонавтов на космических кораблях «Союз» // Космические полеты на кораблях «Союз». М.: Наука, 1976. С.20—41.
Жданов О.И. Возможные подходы к изучению стиля познавательного поведения космонавта в индивидуальном и групповом вариантах деятельности // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1979. С.115—119.
Завальнюк В.П., Еремин А.В. Летная подготовка и прогнозирование психофизиологической натренированности космонавтов // Особенности деятельности космонавтов в полете. М.: Машиностроение, 1976. С.32—34.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. Т.3. М.: Наука, 1982. С.18—30.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. 64 с.
Ломов Б.Ф. Системный подход в инженерной психологии // Инженерная психология, методология, теория, практика. М.: Наука, 1977. С.31—55.
Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.124—135.
Ломов Б.Ф. Психологические проблемы космического полета // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1979. С.5—16.
Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1973. 216 с.
Невесомость. Медико-биологические исследования / Под ред. В.В.Парина, О.Г.Газенко, Е.М.Юганова и др. М.: Медицина, 1974. 455 с.
Соловьева И.Б. Психологическая подготовка космонавта-оператора в условиях эмоционального стресса // Психологические проблемы космических полетов. М.: Наука, 1979. С.164-169.
Хлебников Г.Ф., Лебедев В.И.  О динамике эмоционально-волевых процессов при парашютных прыжках // Вопросы психологии. 1964. №5. С.3—10.
Человек в длительном космическом полете / Пер. с англ. П.В.Симонова и Ю.П.Симонова. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Мир, 1974. 360 с.