вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №18 27 августа-9 сентября 1994 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА
1961
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14-17, 1994)

1.11.61. Вчера 31.10 закончил работу 22-ой съезд партии. Вершинин избран членом ЦК, кандидатами в ЦК избраны Руденко и Судец, Красовский и Скрипко — члены ревизионной комиссии ЦК. Итого пять маршалов авиации вошли в состав руководящих органов ЦК.

В прошлом в лучшем случае одного Главкома избирали кандидатом в члены ЦК. Главком сказал, что это для него было совершенно неожиданно и с ним по кандидатурам никто предварительно не советовался. Роль авиации в системе вооруженных сил резко упала, а ее представительство в ЦК партии резко (как ни один другой вид вооруженных сил) поднято. Я склонен думать, что это случайное явление, прихоть хозяина, хотя Вершинин связывает это с нашими успехами в космосе. Если последнее правильно, то как искаженно оно проводится в жизнь. Руденко, Судец, Красовский и Скрипко никакого отношения к космосу не имеют. Список членов ЦК и Президиума еще не опубликован, но уже известно, что в Президиум не вошли Фурцева, Мухитдинов, Игнатов... Остались в составе президиума Микоян, Косыгин, Суслов, Хрущев — это люди, на которых падает зловещая тень Сталина, и если уж тормошить старые дела, то и им за многое нужно было бы отвечать перед народом. Я десятки раз наблюдал, как они набивали себе мозоли, аплодируя каждому ”историческому” слову Сталина и будущим членам ЦК (должно быть: будучи членами ЦК — Ред.), а некоторые и членами политбюро, не проявили ни малейшей попытки воспротивиться злоупотреблениям и беззаконию.

3.11.61. После 18-го съезда (1939 г.) в состав политбюро вошли: Сталин, Молотов, Калинин, Жданов, Канович, Берия и... Ворошилов, Микоян, Шверник, Хрущев, Андреев.

После бурных событий 1937-39 года в состав политбюро вошли самые надежные помощники Сталина (они не только не протестовали против злоупотреблений Сталина, а помогали ему и прикрывали эти злоупотребления).

Ворошилов и Андреев, хотя и отодвинуты от руководства партией и страной, занимают еще видное положение, а Микоян, Хрущев и Шверник, как ”истинные ленинцы” — вошли в состав президиума ЦК после 22-го съезда и через восемь лет после смерти Сталина, опомнившись от страха перед ним, выбрасывают Сталина из Мавзолея и приписывают ему все плохие дела, в которых частично замараны и их руки. Было бы только логично и честно признать, что Хрущев, Микоян и Шверник несут ответственность за ”грехи Сталина” и сделать из этого единственно правильный вывод — уйти из руководства, но эти прожженные политиканы цепляются за власть покрепче любого монарха и готовы на любую подлость ради своих целей.

5.11.61. Вчера вечером заходили Лида и Полина (сестры), рассказали о реакции народа на решения съезда по Сталину. Основная масса народа не одобряет решения, много открытых заявлений в этом духе в метро, трамваях, автобусах и прямо на улице. Кроме переноса тела из Мавзолея, втихую проводятся и другие мероприятия против памяти Сталина. Сталинский район Москвы стал Первомайским, а Сталинская станция метро — Семеновской и т.д. Недальновидная и даже глупая политика. Не говоря уже о том, что это систематическое попрание авторитетов Сталина и др. приносило и приносит много неприятностей за рубежом, нельзя не видеть громадного вреда воспитанию молодежи, который наносится этой политикой. Молодежь теряет веру, она не видит авторитетов, на которые нужно равняться. Все попытки создавать новые авторитеты, и в частности авторитет Хрущева, терпят крах. Сталина легко и свободно называли Великим, с именем Сталина тысячи людей шли на верную смерть. Сталин управлял страной 30 лет, и при нем наша Родина завоевала себе современное положение и авторитет. Имя Сталина не затемнят жалкие потуги пигмеев, оно по праву вновь засверкает в веках и будет всегда рядом с Лениным. А что можно сказать о Хрущеве?

Мелкий, завистливый политикан, трусливый подхалим, себялюбец, мнящий себя великим поборником мира. А народ его называет кукурузником, хрущобой и главным очковтирателем по мясу и молоку. Хрущева народ не любит, все знают о сплошных провалах его дипломатических миссий (Китай, Югославия, Албания, Венгрия, Америка, Франция, Англия и др.).

А чего стоил народу его кавалерийский наскок на целину, его неудержимое стремление внедрить кукурузу в северные районы. Народ ропщет против всех его ”исторических” успехов, а он своей рукой награждает себя звездами Героя (Трижды Герой Социалистического труда и лауреат Ленинской премии мира).

9.11.61. Три дня празднования Октября (6, 7 и 8.11) провел на даче, погода была хоть и не солнечная, но сухая и приятная. Много гулял с Олей, по 8-10 часов был на воздухе. На даче я чувствую себя гораздо лучше, отвлекаешься от ”мировых” и космических проблем и не замечаешь, как за разными пустяковыми, но приятными дачными делами, проходит время. Законсервировал ”Волгу”, установил второй электрический фонарь на углу дома, отеплил двери и подвал, починил двери гаража, пилил дрова и сотни более мелких дел при подготовке к зиме были доведены до нормы.

14.11.61. Сегодня более 4-х часов занимался с группой космонавтов. Присутствовали все (и Титов, и Гагарин), кроме Быковского и Беляева. Первые два часа в партийном порядке разбирали ”персональные дела” Гагарина и Титова. У Командования ВВС не было намерений заниматься дополнительно разбором ошибок в поведении Гагарина и Титова на курорте в Крыму, а последнего и в Москве, и в Румынии.

Поводом обсуждения явилось заявление Гагарина в партийную организацию Центра с просьбой рассмотреть его поведение на курорте и принять соответствующие решения.

Закрытое заседание партийного бюро отряда (Попович) с участием всех космонавтов решило рассмотреть поведение и Гагарина, и Титова.

Выступили Гагарин и Титов и в основном правильно изложили свое поведение на курорте — признали случаи излишнего употребления спиртного, легкое отношение к женщинам и др. Юра правильно изложил обстоятельства своего ранения, но, по-видимому, заботясь о спокойствии Вали, утверждал, что заходя в комнату (из которой выпрыгнул), он не знал, что там Аня, а только хотел подшутить над женой, спрятавшись от нее. Хотя я и убежден, что мотив посещения комнаты был другой, я не стал настаивать на своей версии. Версию Гагарина нельзя считать невероятной, а она в какой-то мере смягчает само происшествие и не будет камнем разбора в семье.

Все выступившие заявили: ”Гагарин и Титов вели себя легкомысленно, они забыли, кем они сейчас стали, они не имеют права делать подобных глупостей.” Особенно досталось Титову. Говорили, что он зазнается, отрывается от коллектива (не доложил о поездках за границу, о работе 22-го съезда, уехал в другой дом и т.д.).

Гагарин и Титов (последний меньше) поняли критику товарищей и обещали не допускать подобных ошибок и глупостей в своем поведении. Сегодня в 18.00 Гагарин выступал в МГУ (5000 чел.). В.Коккинаки вручил ему медаль ФАИ.

15.11.61. ”Правда”, ”Красная звезда”, ”Труд” и другие газеты дали краткие сообщения и снимки о вручении медали. А ”Труд” поместил заметку Барашева с ответом Гагарина на вопрос: ”Почему шрам на лице?”. ”На курорте в Крыму забавлялся с Галкой (дочь 7 месяцев) и споткнулся, спасая дочь я высоко поднял ее, а сам ударился лицом о камень. До Галкиной свадьбы заживет, заживет и раньше до очередного космического полета.”

20.11.61. Вчера на даче первый раз в этом году прошелся на лыжах. Снега еще маловато, но там, где травяной покров, ходить можно вполне прилично. Учил Олю ходить на лыжах, катал ее на санках. Муся последнее время жалуется на сильные боли в области сердца, у нее учащаются угнетенные и раздражительные настроения. Ее настроения передаются ребенку, Оля также очень раздражительна и капризна, ей было бы очень полезно зимой пожить на даче.

В субботу уже четвертый раз докладывал всю документацию по второму набору космонавтов (доклад Малиновскому и проект его приказа) Вершинину. Прошло уже полтора месяца, как отработаны эти документы, а Главком по непонятным причинам все откладывает их подпись. Затяжка с набором, особенно женщин, может нам серьезно повредить.

Главком ни разу прямо мне не сказал, что генерал-лейтенанта Клокова (сын Клокова — зять Вершинина) нужно устроить заместителем начальника института авиационной и космической медицины. (До октября сего года он работал там замполитом, но должность замполита упразднена). Но на эту тему он говорил с Агальцовым и Бабийчуком. Я и начальник института против оставления Клокова в институте. Главком очень хорошо знает, что я против Клокова. В связи с затяжкой оформления набора у меня появилось подозрение: не намеренно ли маршал тянет всю эту канитель, чтобы заставить меня уступить в вопросе о назначении Клокова. Может быть я ошибаюсь, но другого объяснения этой волоките я не нахожу. Особенно нужно торопиться с набором женщин, чтобы в 1962 году женщины побывали в космосе, чтобы наши советские женщины были в космосе раньше американских.

23.11.61. Сегодня день рождения Родиона Яковлевича Малиновского (63 года). Был у него на обеде, кроме Раисы Яковлевны и Наташи, был Гагарин, полковник Мишин (самый старый по стажу адъютант) и один гражданский (бывший военный и сослуживец Р.Я.). За обедом сидели ровно два часа, было довольно тягуче и длинно. Гагарин преподнес Малиновскому книгу ”Утро космической эры”. Малиновский сказал, что скоро будем набирать новых космонавтов, в том числе и женщин. По-видимому, он уже прочитал наши представления о наборе и согласен с ними.

далее