вернёмся в библиотеку?
НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №6/12-25 марта 1994 г.
Более позднюю версию можно читать тут.
Но версии сильно разняться.
Эта ближе к оригиналу.-Хл


КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА

Впервые без купюр и ретуши в угоду политиков и администраторов от космонавтики публикуются дневники руководителя подготовки советских космонавтов, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Николая Петровича Каманина.

Текст приводится по прижизненному машинописному экземпляру, предоставленному нам его сыном Львом Каманиным, с сохранением особенностей стиля автора. Редакция сочла необходимым исправить вкравшиеся в текст опечатки, ошибки и дать примечания к некоторым явно ошибочным утверждениям. Ввиду ограниченности объема журнала редакция не дает комментарии по поводу описываемых событий и упоминаемых лиц.

В отдельных случаях, когда автор дневников касается личной жизни ныне живущих лиц, мы сочли необходимым внести сокращения по этическим соображениям. Все такие случаи отмечаются в тексте знаками (...).

Николай Каманин за страницами дневников.
Фото А.Моклецова

Жизненный путь автора этой книги отмечен событиями, навсегда вошедшими в историю XX века.

В 1934 году его имя прозвучало на всех континентах — двадцатишестилетний летчик Николай Каманин за участие в спасении арктической экспедиции О.Шмидта был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Он стал первым советским военнослужащим, удостоенным такой высокой награды.

В Великой Отечественной войне генерал Каманин командовал штурмовым авиакорпусом, боевой путь которого начался на Курской дуге, а закончился в Праге.

В начале шестидесятых годов Н.Каманин возглавил подготовку советских космонавтов. Его питомцами были Юрий Гагарин и Валентина Терешкова, Владимир Комаров и Алексей Леонов, все другие космонавты, чьи имена связываются в памяти человечества со словом ”впервые”. Первопроходцам космоса и посвящает прежде всего свои записи генерал Каманин. Но и не только им.

На страницах дневников представлена многоликая картина становления советской космонавтики, полная волнующих, порой драматических событий. Участникам этих событий — ученым и конструкторам, военачальникам и министрам, летчикам-испытателям и инженерам — всем им автор дает по-военному четкие и краткие характеристики, избегая приемов ”художественного оформления”. И тем не менее главные ”действующие лица” его повествования предстают перед читателем как живые люди со всеми их достоинствами и недостатками. С особой теплотой пишет Н.Каманин о Сергее Королеве, не скрывая при этом всей сложно сти своих взаимоотношений с властной фигурой главного конструктора ракетно-космических систем.

Об успехах первого десятилетия освоения космоса в СССР написано множество книг и статей, снято немало кинофильмов. А вот срывы и трагедии в космических полетах либо вообще замалчивались в печати, либо подвергались тщательному ретушированию, что порождало (и до сих пор порождает) самые невероятные слухи и небылицы.

”Космические дневники генерала Каманина” — значительный вклад в историю советской космонавтики, все еще полную ”белых пятен”. Были ли случайными происшествия, приведшие к гибели В.Комарова и экипажа ”Союза-11”? Как погиб Ю.Гагарин? Почему Советский Союз проиграл ”лунную гонку”?

Читатели дневников Н.Каманина получат исчерпывающие ответы на все эти вопросы.


1960 год

С 17 по 21.12.60 г. был на полигоне ”Заря”. Со мной летали туда генерал-майор Бабийчук, генерал-майор Юрышев, полковник Яздовский В.И., полковник Смирнов В.А. и другие. Подготовка носителя и корабля к старту проходила нормально. Погода в районе расчетного приземления (Куйбышев) была очень плохой (высота облачности 100-200 м, видимость 2000 м, туманы, осадки, обледенение, температура около 0°). 20.12.60 г. вечером комиссия под председательством Келдыша М.В. решила вывозить изделие на старт, и в 10.45 по московскому времени 22.12.60 г. произвести произвести пуск четвертого космического корабля с животными (собаки ”Жемчужная” и ”Жулька” и вся ”мелочь”, как на третьем корабле). Комиссия настояла, чтобы я вылетел в Куйбышев и организовал там встречу (поиск) корабля в районе расчетного приземления. 21.12.60 г. в 19.00 при очень плохой погоде (нижняя кромка облаков 90 м, видимость менее 1 км, морось, обледенение) я перелетел в Куйбышев. Встретил там генерал-майора Цедрик К.Т. и доложил, что средства поиска готовы, но погода явно не летная. Установив связь с обкомом, КГБ и Командующим войсками округа (генерал-полковник Стученко), утром 22.12.60 г. изготовили все средства. Старт состоялся точно. Подняли в воздух самолеты, но прошло расчетное время приземления (12 час. 15 мин. по московскому времени), а никаких сигналов ни откуда не поступало; ”Заря” и Москва все время были заняты. Чувствовалось, что что-то произошло. Около 13.00 из ”Зари” сообщили: ”Заседает Комиссия, положение не ясно, Королев и Келдыш полетят прямо в Москву”. Мне стало ясно, что корабль не вышел на орбиту, и сразу я подумал о новом двигателе на третьей ступени. Впервые на третьей ступени был установлен новый двигатель РО-7, а все предыдущие корабли летали с РО-5. Еще находясь на ”Заре” в монтажном корпусе и узнав, что на третьей ступени новый двигатель, я высказал Королеву сомнения в нем, но Королев был абсолютно уверен в двигателе.

В 19.30 22.12.60 г. прилетел в Москву; на КП ВВС были сведения, что ”Круги” (мощные наземные пеленгаторы ВВС) Ташкента, Москвы и Краснодара слышат сигналы шара на частоте 10.003 мгц в районе Тура (река Нижняя Тунгуска). Генерал-лейтенант Кутасин дал команды стягивать в этот район средства поиска (с-ты, вертолеты, люди). 23-24.12.60 г. в районе Тура летали два Ил-14 (оборудованные пеленгаторами), два Ли-2 и два Ан-2. Самолеты летали днем и ночью (светлое время дня — всего около 6 часов), но сигналов не слышали, а ”Круги” днем продолжали принимать сигналы.

В 10.00 (московское время) 24.12.60 г. летчик ГВФ Афанасьев Олег Дмитриевич на самолете Ли-2 визуально обнаружил шар в 70 км южнее Тура. Окало 12.00 там уже был вертолет, и летчик Саркисов с самолета Ил-14 сообщил об этом на КП ВВС. Через несколько часов пришла шифровка из Красноярска: ”Капсула с животными в шаре, собаки живы”.

26.12.60 г. в НИИ-4 заседала Комиссия под председательством т.Келдыша. Королев доложил: ”Причина невыхода корабля на орбиту — в двигательной установке 3-й ступени, РО-7 не дал расчетной тяги или выключился раньше времени. Удачный спуск корабля и сохранение жизни животных он расценил как большую удачу и на этом основании предложил опубликовать сообщение о пуске и посадке четвертого космического корабля; с его мнением согласились большинство членов Комиссии, я имел намерение выступить против публикации, но, выслушав многих членов Комиссии, промолчал. Доклады по организации поиска сделали полковник Мозжорин (НИИ-4) и генерал-лейтенант Кутасин. Оба были недостаточно объективны и преувеличивали успехи, замалчивали серьезные недостатки организации поиска и качества средств поиска (на месте не было ответственного руководителя, самолеты не слышали сигналов и др.). В своем выступлении я указал на необходимость организации штаба поиска, которому подчинить все средства НИИ-4, ВВС, ВМФ, ГВФ, КГБ и др. ведомств. Меня поддержал представитель Устинова Д.Ф. — товарищ Семенов. Решили на очередном заседании Комиссии заслушать доклад начальника НИИ-4 генерал-лейтенанта Соколова об организации и средствах поиска и после обсуждения решить, как лучше организовать дело.

31.12.60 г. у меня был конструктор завода 918 Востоков Федор Анатольевич и доложил свои наблюдения и предположения о причинах происшествия с кораблем (он 23 и 24.12.60 г. был в районе Туры). Шар опустился в лесу в 70 км южнее Туры на сравнительно ровной площадке, но имеющей подъемы на запад, восток и юг. Шар весь черный, обгорела вся фольга, парашют и стропы растянуты на деревьях, при приземлении шар сбил снег с большого количества деревьев (Заметна оголенная полоса; по-видимому, при приземлении был сильный ветер). Оба люка шара отстреляны, но несколько деформированная капсула осталась в шаре. По-видимому, отделение шара от приборного отсека произошло не по команде теплового реле, а силовым методом из-за перегрузок или неравномерного перегрева (электропроводка отсоединена не в разъемах, а порвана и спаялась в один общий ком). Предполагают, что отстрел люка и капсулы произошел одновременно (нормально капсула отстреливается через 2,5 секунды после люка) и капсула деформировалась от удара об люк (люк нашли в 50 км, на нем должны быть следы удара капсулы).

На 31.12.60 г. шар пока в районе приземления. Собаки с 26.12 в Москве и чувствуют себя хорошо. 29.12 я их видел и поздравил с благополучным возвращением. Сегодня уже 2.1.61 г., а сообщения ТАСС о полете космического корабля 22.12.60 г. нет и, по-видимому, уже не будет. Все потуги Королева хоть частично зафиксировать успех полета провалились. Отказавшись сообщать о полете, ЦК КПСС тем самым признал серьезный провал этого пуска.


1961 год

5.1.61 г. У Руднева К.Н. заседала Комиссия по ”Венере” и ”Восток-1”, ”Восток-3А”. Присутствовали Келдыш, Королев, Бармин, Глушко, Семенов, Кутасин и другие (около 30 чел.).

1. Доклад Воскресенского. О причинах отказа двигателя третьей ступени при первой попытке запуска ракеты на Марс. Причина — не поступал в двигатель керосин, по-видимому, из-за замерзания трубопровода (в случае подтека керосина из-за негерметичности клапана).

Точная причина не установлена.

Вторая попытка запуска ракеты на Марс закончилась взрывом ракеты на старте за час до пуска во время зарядки горючим и гибелью 74-х людей, в том числе и маршала Неделина (М.И.Неделин погиб при катастрофе первого экземпляра МБР Р-16 — Ред.).

Да, причины этих двух неудач точно не установлены и их никто не рискнет установить. Дело в том, что пуск приурачивался к моменту выступления Хрущева в ООН в Нью-Йорке в сентябре 1960 г., а потому была допущена преступная спешка и неорганизованность.

Начальство давило на всех и вся и выдавило два грандиозных провала. Воскресенский этого не говорил, а я видел, слушал его и думал о действительных причинах провала. Так думают все, но молчат.

2. Доклад т.Черток

Планируется три пуска на Венеру. Задача — попасть в Венеру, проверить связь на миллионы километров и аппаратуру вывода на цель.

Первый пуск 20-23.1.61 г., второй пуск 28-30.1.61г., третий пуск 8-10.2.61 г.

3. Доклад т.Бушуева

На сегодня есть 4 корабля ”Восток”.

Первый пуск - 5.2.61 г., второй пуск - 15-20.2.61 г.

Выступали:

Т.Белоусов (ОКБ-567) по Радио-телеаппаратуре.

Т.Ландер (ОКБ-2) по Корректирующей установке и Тормозной двигательной установке.

Много неполадок, мало испытаний. Мало делают двигателей. На всем печать спешки, запаздание поставок.

Академик Ишлинский Александр Юльевич (по приборам). Указал на необходимость изучить проблему трения в космосе.

Выступали еще т.Хрусталев (средства ориентации), т.Хант (системы подрыва корабля), т.Мозжорин (организация измерений, наблюдений, связи и поиска).

6.1.61 г. Сегодня Главком ВВС подписал приказ о назначении Комиссии по приему выпускных экзаменов от первых шести слушателей-космонавтов. Председатель я, заместитель Бабийчук, члены: Волынкин, Клоков, Яздовский, Карпов, представители ОКБ-1, ЛИИ ГКАТ, з-да 918 и Академии Наук СССР.

Экзамены будем принимать от следующих товарищей:

Капитана Быковского В.Ф.

Капитана Николаева А.Г.

Капитана Поповича П.Р.

Ст. лейтенанта Гагарина Ю.А.

Ст. лейтенанта Нелюбова Г.Г.

Ст. лейтенанта Титова Г.С.

9.1.61 г. Провел организационное заседание Комиссии. Кроме военных, присутствовали: Феоктистов К.П. - от ОКБ-1, Алексеев С.М. - з-д 918, летчик-испытатель Галлай М.Л. от ЛИИ и академик Сисакян от Академии Наук. Решили экзамены проводить 17 и 18.1.61 г., утвердили вопросы и порядок проведения экзаменов. Согласились, что главное - выявить знания по кораблю и условиям полета в космосе и проверить данные по отбору, тренировкам, характеристикам и зачетам.

17.1.61 г. Сегодня Комиссия, назначенная приказом Главкома ВВС под моим председательством, начала прием выпускных экзаменов от первой шестерки слушателей-космонавтов, подготовленной в Центре подготовки космонавтов ВВС.

В состав Комиссии входят: генерал-майор Бабийчук, генерал-лейтенант Волынкин, генерал-лейтенант Клоков, полковники Яздовский и Карпов, академик Сисакян от АН СССР, кандидат технических наук Феоктистов К.П. от ОКБ-1 (Королева), гл. конструктор з-да 918 ГКАТ Алексеев С.М. и заслуженный летчик-испытатель Галлай М.Л. Присутствовал начальник ЛИИ ГКАТ Н.С.Строев. Это первые в нашей стране выпускные экзамены космонавтов. Проходили они в филиале ЛИИ, ход экзаменов заснят на кинопленку.

Каждый слушатель-космонавт занимал место в кабине действующего макета космического корабля ”Восток-3А” и в течение 40-50 минут докладывал комиссии о назначении корабля, его оборудовании, о действиях космонавта на различных этапах полета от посадки в кабину корабля на старте до приземления в районе посадки. По ходу доклада экзаменуемого и после доклада члены Комиссии задавали вопросы. Особое внимание Комиссией уделялось умению космонавта ориентировать корабль перед включением ТДУ, знанию и умению пользоваться аппаратурой, обеспечивающей жизнедеятельность космонавта, действиям космонавта после приземления в пустынной местности и на воду.

Все слушатели показали хорошие знания космического корабля и условий его полета. Гагарин, Титов, Николаев и Попович получили оценки ”отлично”, а Нслюбов и Быковский - ”хорошо”.

18.1.61 г. Сегодня в ЦПК на 41 км Ярославской ж.д. Комиссия в том же составе продолжала свою работу. Каждый слушатель вынимал экзаменационный билет и после 20-минутной подготовки отвечал на три вопроса, записанные в билете. Сумма всех вопросов в билетах охватывала объем пройденного за 9 месяцев курса обучения. После ответов на вопросы билета, каждому слушателю задавалось еще 3-5 дополнительных вопросов.

Все слушатели показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики, мед. книжки и оценки слушателей по дисциплинам, которые принимались в течение года, Комиссия единогласно решила всем счушателям поставить - общую отличную оценку и записала в акте: ”Экзаменуемые подготовлены для производства полета на космическом корабле ”Восток-3А”, Комиссия рекомендует следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович.”

После окончания экзаменов в присутствии всех членов Комиссии, я объявил результаты экзаменов экзаменуемым, пожелал им успехов в дальнейшей учебе и в космических полетах.

Экзамены одновременно выявили и ряд недочетов в организации учебного процесса. В докладах слушателей по оборудованию корабля не всеми соблюдалась необходимая последовательность - недостатки методики обучения. По вине промышленности недостаточна еще тренировка космонавтов в скафандре, по связи с землей и в пользовании НАЗ'ом (аварийным запасом).

В оба дня экзаменов у меня часто возникали вопросы: ”Кто из этой шестерки прогремит на весь мир и твердо войдет в историю, как первый из людей, совершивших космический полет? Кто первый из них поплатится жизнью за эту дерзкую попытку - нарушить тишину космоса голосом представителя Земли?”.

На эти вопросы нельзя дать ответа, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ролью космонавта. В марте-апреле 1961 года состоится первый полет человека в космос, есть полная уверенность, что корабль взлетит и выйдет на орбиту, но нет еще гарантии безопасной посадки. Из 4-х космических кораблей, летавших в 1960 г., взлетело - 4; вышли на орбиту - 3; отлично если - 1, плюс один сел аварийно, но животные живы. До полета человека будет еще два запуска спутников с манекеном, будем надеяться, что оба они отлично сядут. Вся шестерка - отличные человеческие экземпляры, о Гагарине, Титове и Нелюбове нечего сказать - как люди и космонавты они пока не имеют отклонений от эталона космонавта; Николаев - самый спокойный из шестерки; Быковский менее, чем другие, внутренне собран, способен на некоторую долю развязности и может сказать лишнее.

Попович - пока загадка: создает впечатление волевого человека, но ведет себя с женой излишне мягко (он знает, что жена ему изменяет и десятки раз уступает ее слезам и просьбам). У них дочь 5-ти лет, жена-летчик Серпуховского аэроклуба). Может быть, поведение Поповича результат редкого (и нам непонятного) благородства души, а может быть за таким поведением есть и неизвестная нам тайна.

Попович по всем данным может быть одним из первых среди шестерки, но семейная неурядица тянет его назад. Будем принимать меры, чтобы помочь ему.

19.1.61 г. Вчера в 23.45 с аэродрома Чкаловская на Ил-14 (летчик майор Савоненков) вылетел в Тюра-Там на подготовку пуска ”Венеры”; со мной - полковники Холодков и Гладков. Погода была отличная и через восемь часов полета мы были на месте. Королева и Келдыша еще нет, всей подготовкой руководит заместитель Королева Черток. Черток сообщил, что из-за неполадок с радиооборудованием пуск состоится не раньше 26.1.61г. На втором старте Комиссия генерал-лейтенанта Соколова готовит к боевому пуску ракету конструктора Янгеля, того самого, который случайно уцелел при гибели маршала Неделина. В гибели Неделина его вина очень большая, но он, по-видимому, отделался, как говорят, легким испугом.

20.1.61 г. В монтажном корпусе на сборке два комплекта объекта ”В” (”Венера”). Первая и вторая ступень (точные копии 1-й и 2-й ступени объекта ”Восток”) - ракета Р-7, третья ступень - новая и имеет четыре двигателя конструкции Косберга (г. Воронеж), четвертая ступень имеет один ориентирующийся двигатель.

”Корабль”, который пойдет на Венеру, весит около 600 кг и имеет один двигатель (Исаева) для коррекции выхода в зону Венеры (попадания). Черток и инженер-баллистик Гречко рассказали нам следующее.

РИСУНОК АВТОРА с подписью:
Если запуск 26.1.61г., то встреча с Венерой 25.5.1961г.

Четвертая ступень выходит на орбиту вокруг Земли на высоте 300 км, делает почти полный виток по инерции по орбите ”Востока”, затем по заданной программе над Средиземным морем включает двигатель четвертой ступени, который разгоняет корабль до скорости более 11 км/сек для полета в точку упреждения встречи с Венерой.

Всего готовится три объекта ”Венера”; пуски их были запланированы на 20-22.1, 28-30.1 и 8-10.2, но сейчас уже ясно, что этот ”план” нереален. Все оборудование привезли на полигон без комплексных испытаний в ОКБ-1 (поставщики запоздали, а жесткие сроки пусков давят на Королева. Пускать можно только в период 20.1-14.2.61 г.). ОКБ-1 готовит пуски на Венеру, готовит пуск ”Восток-3А” и отвечает за совершенство боевых ракет - очень большая разбросанность, одно мешает другому. Попытка пуска на Венеру - затея едва ли разумная, она задерживает полет человека и снижает боеспособность ракетных войск. Вероятность достижения Венеры данной системой небольшая, а цена эксперимента огромная (учитывая не только деньги, а и влияние этих работ на другие цели).

21.1.61 г. (Москва). Утром встречался с Келдышем, Королевым, Глушко и другими членами Комиссии по пуску ракеты на Венеру. У всех настроение серенькое. В лучшем случае пуск состоится 29.1.61 г., но большинство считает и этот срок нереальным. Для нас - авиационных работников, привыкших к тому, чтобы материальная часть перед полетом была всесторонне проверена, кажется невероятно диким, когда на старт вывозят уникальную аппаратуру почти без проверки на заводах.

Комплексную проверку впервые будут проводить на полигоне; радиоаппаратура, предназначенная работать четыре месяца в условиях космического полета, проверялась в работе только по нескольку часов.

Вероятность полного выполнения задания - попадание в Венеру - почти нулевая, но все уже подготовлено, громадные средства для подготовки 3-х изделий израсходованы, руководство ждет эффекта, и эффект будет. Но 99 из 100, что эффект будет отрицательным. Мне очень хотелось бы ошибиться в этом прогнозе.

В 12.00 (время московское) на Ил-14 я вылетел из Тюра-Там и в 19.00 был в Москве. Погода отличная. В полете любовался Венерой и Марсом, весь полет - вне облачности.

24.1.61 г. Провел 17-18.1. выпускные экзамены первой шестерки слушателей-космонавтов. Все шесть получили оценку отлично. Ночью 18.1. с полковниками Холодковым и Гладковым вылетал в Тюра-Там на пуск ракеты на Венеру. Готовность к пуску оказалась плохой, и пуск перенесен на 29.1.61 г.

21.1. вернулся в Москву.

далее

10 дней спустя, с ним ещё 123 человека, а при запуске на Марс была просто авария - Хл.