вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №14 2-15 июля 1995 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА
1962

(Продолжение. Начало в №№ 6—11, 14—26, 1994, №№ 1—2, 5-13, 1995)

22.06.62. (продолжение)

Я против умаления роли нашего института, но т. Руденко С.И. твердо отстаивает эту свою точку зрения и убедил в необходимости этого курса Вершинина К.А. и Келдыша М.В. Сейчас трудно что-либо сделать для укрепления роли института, но не все еще потеряно. Как мне докладывали Бабийчук и Смирнов, Королев несколько раз высказывал свои обиды на ВВС, на Каманина и космонавтов. Говорил, что мы плохо готовим космонавтов, плохо с дисциплиной (шрам Гагарина и автопроисшествия Титова), высказал недовольство заграничными поездками (Гагарин и Титов пропали для космоса), ”дипломатами” из ВВС и тем, что якобы космонавты оторвались от ОКБ-1.

Во всех этих претензиях Королева сквозит горькая обида за замалчивание его роли в освоении космоса: ”сливки снимают молокососы”.

Но надо признать, что главная причина этих недоразумений в злостных нашептываниях Яздонского и в том, что после полета Гагарина я делал далеко не все, чтобы поддерживать хороший личный контакт с т. Королевым С.П., который уже не раз пугал ВВС, что он пожалуется на нас Хрущеву и будет готовить космонавтов у себя.

23.06.62. В связи с отпусками космонавтов (Гагарин с 14.6 в Гурзуфе, Титов до 6.7 отдыхает при части, а потом поедет в Саки, все остальные отдыхают в Сочи в санатории им. 17-го партсъезда), в ЦПК сейчас проходят тренировку Комаров, Шонин и Волынов и пятерка женщин. Перегрузки на меня несколько спали. Отпустил в отпуск генерала Горегляд и полковника Аристова и почти всю ”десятку” начальников командных пунктов. Появилась возможность подумать и кое-что записать.

Я не брался за дневник более 40 дней. После возвращения из Америки (12.5.61 г.) написал три статьи в ”Красную Звезду” и закончил книгу о Гагарине — ”Первый гражданин Вселенной”. Книгой я недоволен, можно было бы написать лучше и больше. Интересных материалов много, но приходится писать минутами там, где требуются часы упорного труда. Заграничные поездки (13 стран в год) и напряженная служебная работа не дали возможности поработать над книгой более основательно.

Голова все время забита мыслями о путях более успешного и более быстрого освоения космоса. Америка быстро догоняет нас, а во многом (особенно по разведывательным ИСЗ) уже обогнала.

У нас есть (были) все возможности уже в 1962 году совершить несколько многосуточных космических полетов человека, с продолжительностью до 8-10 суток (11.6.62 г. я делал доклад на научной конференции ВВС ”О военном значении космоса и ближайших перспективах”). Но из-за плохого общего руководства космосом и многочисленных ведомственных тяжб, а также споров, успехи нашей страны в космосе за 1962 год очень скромные.

Опасность того, что Америка в 1963-1964 гг. обгонит нас в космосе, все возрастает, а мы пока ничего не предпринимаем, чтобы вновь оторваться от наседающего конкурента.

На днях получили послание Кеннеди конгрессу о достижениях США по авиации и космосу за 1961 г. На этом документе есть резолюция Малиновского Р.Я.: ”Т. Вершинину К.А. Изучить. Коротко изложить существо вопроса, доложить Ваши выводы и предложения”. Тов. Вершинин К.А. поручил мне подготовить этот материал. Буду пытаться использовать этот повод, чтобы убедить Руденко, Вершинина, а главное — Малиновского в срочной необходимости укрепления военного космоса и особенно программы управляемых человеком космических полетов.

Америка правильно решила:

1. Не жалеть средств на космос.

2. Централизовать работы по космосу в стране (НАСА) и в военных ведомствах (ВВС).

3. Главное внимание в программе освоения космоса сосредоточить на управляемых космических полетах и на планах освоения Луны.

Если Америка с ее более высокоразвитой электроникой и радиотехникой отдает пальму первенства в космосе не автомату, а человеку, то нам — Советскому Союзу, первому запустившему в космос человека, первому, совершившему суточный полет, и имеющему пока более слабую автоматику, и бог велел отстаивать решающую роль человека, а не робота в космосе. Но вопреки здравому смыслу у нас многие (ракетные войска, МО, ПВО и др.) за автоматы и против человека. Это может показаться и странным и глупым, но, к сожалению, это так. Это результат того, что военным космосом руководят люди, ничего не знающие о космосе.

Звонил из Гурзуфа Ю.Гагарин. Размещением, погодой и всей обстановкой отдыха он доволен. Вместе с ним отдыхают Аристовы: все передавали привет Марии Михаиловне.

В нашем штабе необычное затишье. Руденко сильно работой себя не утруждает. Сейчас 12 часов, а его еше нет (проходит медицинские обследования). Вчера он также отсутствовал целый день — был у маршала Ротмистрова. Брайко на учениях в районе Полтавы, Вершинин в Индонезии, многие в отпусках.

25.06.62. Вчера весь день провел на даче. Лень был очень дождливый. За май и июнь выпало столько дождей, что этот год самый дождливый за последние пятнадцать лет. Очень рано появились грибы: маслята, челыши, козлята и др. Белых пока нет. В лесу необычно сыро. Много гулял с Олей, катал ее на маленьком и большом велосипедах. Муся и бабушка занимались цветами, а я косил. Американская ручная косилка работает очень хорошо, но только на ровном месте и при небольшой траве. Вчера много помахал и. обычной русской косой. В этом году яблоки, вишни и слива цвели буйно, но из-за сырости и холода цвет погнил, а слабая завязь осыпалась. Яблок в этом году почти не будет.

Вчера Лева и Люда возвратились из автотурне по Прибалтике и Ленинграду. У них все прошло хорошо, но камнем из-под колес впереди идущей машины разбило переднее стекло.

Сегодня утром с 8.00 до 9.00 с Мусей уже 12 раз за этот летний сезон играли в теннис. Муся порой очень довольна и убеждена, что игра ей хорошо помогает (улучшается настроение, пропадают боли, повышается общий тонус).

Сегодня подписал документы на Гагарина присвоении ему звания ”Подполковник”. По положению о космонавтах в звании майор нужно быть 1 год и 3 месяца.

У Гагарина срок выслуги в звании ”майор” истекает 12 июля с.г.

Знания ”майор” благодаря полетам Гагарина и Титова — самые известные воинские звании в мире. ”Подполковник Гагарин” совсем не звучит и никому ничего не говорит. Пожалуй, это первый случай в истории, когда будет как-то грустновато расставаться со старым воинским званием.

В субботу (23.6) у меня был главный конструктор Алексеев С.M., генерал Холодков и инженер-полковник Смирнов. Главная тема наших разговоров — женские космические скафандры. Алексеев мной предупреждался о необходимости начала работ по этим скафандрам еще в прошлом году; в марте с.г. мы дали ему все необходимые размеры для отобранной пятерки женщин. Нам известно, что Алексеев многое уже сделал, но, ссылаясь на большую загрузку и отсутствие специального решения Правительства по скафандрам и по сроку пуска женщины-космонавта, он утверждает, что может изготовить скафандры не раньше первого квартала 1963 г. Алексеев этими заявлениями набивает себе цену и пытается получить за работу дополнительные блага. Нет никаких сомнений, что к 1.9.1962 г. можно было бы полностью подготовить и осуществить в сентябре полет женщины в космос, но решения Правительства о дате женского полета нет, а также нет и распоряжения об изготовлении скафандров — это может сорвать наши наметки о полете женщины в космос в сентябре 1962 г. Устинов и Королев, зная о решении ЦК КПСС о наборе женщин-космонавтов, ничего пока не предпринимают для осуществления этого полета. В ближайшие дни надо бить тревогу — и здесь назревает опасность обгона нас американцами.

Алексеев, Холодков и Смирнов уговаривали меня уступить Королеву и согласиться с его программой трехсуточного полета. Получается так, что все высказываются за трехсуточный полет и только один Каманин против. Никто (Вершинин, Келдыш, Руденко и др.) не хочет принципиально поспорить с Королевым и попытаться показать ошибочность его позиции: ”Востоков мало, летать редко, но с большей продолжительностью”.

Наша позиция (ВВС) — ”Летать чаще, повторить суточные полеты и постепенно, последовательно подходить к полетам с продолжительностью 3-5-10 и более суток”. В сложившейся обстановке Королев может разыграть из меня ”козла отпущения” при любом исходе полета.

При благополучном исходе (такой исход вполне вероятен) я буду выглядеть как перестраховщик и трус, в случае несчастья (его вероятность не менее 50%) — меня обвинят в плохой подготовке космонавтов (Королев уже ведет разговоры на эту тему) и отсутствии принципиальности (не сумел доказать и убедить в правильности своей позиции).

Только что заходил полковник Карпов Е.А. Он также боится разногласий с Королевым и уговаривал меня ”найти пути сближения с Сергеем Павловичем”.

Девушки-космонавтки уже приступили к парашютным прыжкам, все в их подготовке пока идет по плану и удовлетворительно по качеству. Если произойдет задержка первого полета женщины, то в этом виноваты будут не ВВС, а ВПК (Устинов, Смирнов, Королев, Алексеев).

26.06.62. Вчера на партсобрании мед.службы ВВС генерал Бабийчук сделал доклад о выводах комиссии, изучавшей работу института авиационной и космической медицины. Акт комиссии утвержден Вершининым. Основные выводы:

далее