вернёмся в список?

о полёте Шепарда читай тут:
Т.Вулф
Г.Салахутдинов

Алан Шепард

Первое ручное управление КК. Первая посадка космонавта в КК.
5.05.1961

Американцы вчистую проиграли очередной этап космической гонки-первым человеком в космосе стал русский. Даже повторить такой полёт в 1961г им было нереально. По плану следовало выполнить 3 суборбитальных полёта. Спустя 3 недели после триумфа "Востока" первый американец побывал в космосе. Это достижение на фоне полёта Гагарина смотрелось бледно. Сравните:
высота полёта - в 2 раза меньше,
скорость - в 3 раза меньше,
вес КК - в 3 раза меньше,
продолжительность полёта - в 7 раз меньше,
длительность невесомости - в 12 раз меньше,
дальность - в 80 раз меньше!

Советские журналисты много раз приводили подобные сравнения и упрекали американцев в необъективности - шума-то сколько в Америке из-за такого пустяка! А между тем пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" действует во всех странах одинаково. О полёте Гагарина до его старта знали около тысячи человек. Страна узнала о своём герое, когда он уже пошёл на посадку. И это несмотря на заранее записанные на плёнку сообщения! Президент США Дж.Кеннеди, разбуженный посреди ночи, узнал эту новость раньше.

А.Шепарда в полёт провожала вся страна. 45 миллионов человек смотрели старт по телевизору, сотни тысяч приехали на космодром. Это очень впечатляет - всего за 15 минут человек поднялся в космос и успешно опустился за сотни километров от старта - и при этом на твоих глазах!

1.Что же успел сделать пилот за свой скоротечный полёт? Всё, что было запланировано. Самое главное - он управлял своим кораблём. Напомню - Гагарина от управления отстранили, за него всё решала автоматика. И даже в случае её отказа он должен был пройти "тест на разумность" - вскрыть конверт, прочитать код и набрать число "125". У Шепарда кодов и конвертов не было. Пилот на американских КК изначально был самой главной управляющей системой.

старт "Меркурия-3"

Каковы причуды истории! Всегда американская электроника превосходила советскую, была надёжной, компактной, совершенней. И были созданы удивительные космические аппараты-роботы. Но до сих пор на пилотируемых американских КК все ответственные операции выполняет космонавт.

Все советские КК, оснащённые "самыми тяжёлыми калькуляторами в мире", все маневры выполняют без вмешательства экипажа и лишь в крайнем случае космонавт берёт управление в свои руки. А на "Восток" ручное управление вообще ставить не хотели!

Такова сила инерции - всё пошло от первого автоматического "Востока" и управляемого пилотом "Меркурия". Даже после того, как NASA выделило кучу денег для разработки автоматической системы посадки "шаттла", посадку производит пилот.

Даже после того, как у российской космонавтики деньги кончились совершенно и появились предложения отказаться от автоматической системы стыковки "Курс" (стоит 1 млн $ !) и стыковаться вручную, от автоматики не отказались.

Какое же направление предпочтительнее? Сказать однозначно нельзя.

Американцы автоматическую стыковку так и не освоили и возят грузы на орбиту дорогущими шаттлами, зато стыковки у них всегда получаются. У нас же увлечение автоматикой привело к десяткам отказов, срыве многих экспедиций, но автоматические грузовики есть только у России!

В.Пономарёва (дублёр Терешковой) интересно рассуждает на эту тему. Дескать, изначально в СССР было недоверие к человеку.

Моё мнение несколько иное. Габариты "Меркурия" просто не позволяли увлекаться автоматикой. А "Восток" был лишь первым шагом к созданию королёвских "ракетных поездов", с автоматическими танкерами и грузовиками.

Так или иначе, а первым управлял КК Шепард. Он с помощью микродвигателей ориентировал его и при спуске стабилизировал в нужном положении.

Нельзя сказать, что СССР сильно отстал в управлении КК. Уже через 3 месяца Титов на "Востоке-2" успешно опробовал систему ручной ориентации.

2.Также впервые Шепард вернулся назад в своём корабле, без катапультирования. Что ни говори, а эти катапультирования на "Востоках" - вынужденный цирковой трюк, от которого отказались при первой возможности и больше никогда не планировались.

Амортизационные посадочные
устройства спускаемого аппарата
американского космического
корабля «Меркурий»:
3 — металлические соты
под креслом космонавта;
4 — надувной баллон из стеклоткани
под днищем спускаемого аппарата.

В СССР впервые посадка без катапультирования произошла только в 1964г, когда была применены ДМП (двигатели мягкой посадки)

Ещё Шепард первым приводнился. Но это большим достижением не назовёшь - тоже вынужденная мера. Все американские КК дошаттловской эпохи садились с большой скоростью, как и советские, поэтому целились в океан, где посадка помягче и наготове эскадры авианосцев во многих районах. Впрочем, для посадки на сушу тоже были придуманы разные меры - смотри рисунок.

Минуты после посадки - и новый полёт.
(доставка КК на корабль)

Уже через 2 месяца едва не произошла трагедия - "Меркурий-4" утонул (его подняли лишь через 38 лет), а Гриссом не отправился за ним лишь чудом.

А ещё Шепард первым фотографировал Землю из космоса. Вот что у него получилось.
Теперь О ГЛАВНОМ. Во многих книгах и на многих сайтах полёты "Меркурия-3" и "Меркурия-4" признаны некосмическими, а Шепарду и Гриссому отказано в звании космонавта (их счастье, что они слетали во 2-й раз, исправились). Так стоит ли вообще огород городить? Моё мнение: стоит! Да, эти "Меркурии" не выходили на орбиту и не совершали Орбитальный Полёт, но в космосе-то они были! Маловато этого, чтобы называть аппарат космическим кораблём, а их пилота Участником Космического Полёта - очень скоро самолёты при полётах из Европу в Австралию будут забираться в космос, но орбитальных скоростей они не достигнут. Но всё дело в том, что Шепард и Гриссом были первыми (в Америке, конечно, про полёт Гагарина подробной информации почти не было), они были лучшими (из семёрки первых американских космонавтов отобрали троих), программу полёта они выполнили полностью и встали в конец очереди на полёт. Гагарин тоже мог бы полететь не столь удачно. Стал бы его подвиг от этого меньше?

Кстати, цитата из книги В.Пономарёвой:
«Полигон, 1960 год. Работаем для запуска человека в космос. Известно, что американцы форсируют свои "прыжки" на ракете, Сергею Павловичу это не нравится: «Что же, они "прыгнут" и будут первыми?! Надо подумать и дать точное определение, что такое пилотируемый космический полет». Георгий Михайлович Гречко (космонавт, а тогда молодой инженер, работавший в ОКБ Королева. — В. П.) реагирует быстро: "Пилотируемый космический полет — это такой полет в космосе, который совершали, совершают и будут совершать только русские"».

Что было после полёта? Много пишут, как Гагарин колесил по свету и покорял народы своим обоянием. И не пишут о том, что КК "Восток" был так засекречен, что даже фото его опубликовали только в 1967. Американцы поступили как раз наоборот - Шепард скромно ушёл в тень (правда, после триумфальной поездки по Америке) и продолжал подготовку , а "Меркурий-3" возили по свету. 26.05.1961 в Париже, 13.06.1961 в Риме... А родной городок Шепарда его земляки тут же переименовали в Спейстаун.