В «Изв. ВЦИК» от 2-го октября помещена статья «Неужели не утопия?», где говорится, что в Мюнхене вышла книга Германа Оберта — «Ракета к планетам», в которой строго математическим и физическим путем доказывается, что с помощью нашей современной техники возможно достичь космических скоростей и преодолеть силу земного притяжения». Далее говорится о хвалебных отзывах профессора Макса Вольфа, о подобных же работах американского профессора Годарда и проч.
По этому поводу мы считаем необходимым установить первенство нашего известного русского изобретателя члена ассоциации натуралистов (союза самоучек) — тов. К. Э. Циолковского, который еще около тридцати лет тому назад, в 1896 году, в результате серьезных математических изысканий, первый изобрел особый «реактивный прибор» — ракету для заатмосферных и междупланетных путешествий. Первое сообщение об этой работе тов. Циолковского появилось в 1896 году, в журнале «Природа и Люди», а затем в 1903-году в «Научном _ Обозрении» (книга № 5). В России на труд этот, как водится, не обратили внимания, но, например, в Швеции некто полковник Унге применил идею тов. Циолковского к военному делу и даже продал свой патент знаменитому Круппу. Не дремала и Америка (см. «Биржев. Ведом.», 1905 г. № 113). Через 8 лет (1911-12 г.) в «Вестнике Воздухоплавания» Циолковский обнародовал свое изобретение, а в 1914 году инженер В.Рюмин в книге «На ракете в мировое пространство» писал: «...Циолковский с солидной, подкрепленной математическими формулами научной работе дал обоснование действительной возможности междупланетных сношений. В журнале «Вестник Воздухоплавания» вот уже второй год печатается выдающаяся по интересу работа Циолковского «Исследование мировых пространств» реактивными приборами. Сухое заглавие, столбцы формул, масса числовых данных, но какая сказочная мысль иллюстрирована этими формулами и цифрами».
«Всякий другой двигатель — колесный, гребной винтовой — требует присутствия твердой опорной поверхности или окружающей движущееся тело жидкой или газообразной среды; лишь реактивный прибор может перемещаться, а также изменять свою скорость и направление в пространстве эфира».
Из других публикаций укажем еще на статью инженера Б. Воробьева (редактора «Техники Воздухоплавания», органа VII отд. русск. технич. о-ва), который, говоря в «Совр. Мире» (1912 г.) о ракете т. Циолковского, приходит к выводу, что реактивный двигатель обоснован строго научно, не является фантазией, и «позволит когда — ннбудъ человеку проникнуть за пределы земной атмосферы, в далекую область многочисленных, окружающих нашу планету небесных миров».
В 1913 году на сторону т. Циолковского стал изобретатель аэроплана «Рей», председатель французского общества воздухоплавательной промышленности — гр. Эсно Пельтри, сделавший соответствующий доклад.
Затем упомянем сообщение Я. И. Перельмана (20 ноября 1913 года) в «О-ве любителей мироведения» и публикации самого К. Э. Циолковского: — «Вне земли», 1914 и 1920 г., Калуга, «Реактивный прибор» («Воздухоплаватель» 1910 г.), «Исследование мировых пространств реактивными приборами» («Научн. Обозр.» 1903 г., «Вестник Воздухоплав.» 1912 г.).
Печатая эти справки, президиум всероссийской ассоциации натуралистов (союза самоучек) имеет целью восстановление приоритета тов. Циолковского в разработке вопроса о реактивном приборе (ракете) для внеатмосферных и междупланетных пространств.
По поручению президиума всероссийской ассоциации натуралистов (союза самоучек) председатель ассоциации
А. П. Модестов.