НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №15 16-29 июля 1994 г.
КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА Н.П.КАМАНИНА |
10.04.61 (Продолжение) Затем слово предоставили мне. Я официально представил комиссии всех космонавтов (Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович), доложил, что все они отлично сдали выпускные государственные экзамены и приказом Главнокомандующего ВВС гл. маршала Вершинина К. А. им впервые в нашей стране официально присвоено звание пилотов-космонавтов ВВС. Любой из шести полностью подготовлен и готов совершить первый космический полет. Трудно из шести отличных выделить первого. По мнению командования ВВС, первым можно утвердить т. Гагарина Ю.А., а запасным — Титова Г.С.
Комиссия единогласно утверждает первым пилотом-космонавтом Гагарина Юрия Алексеевича, а запасным Титова Германа Степановича.
Заседание комиссии было заснято на кинопленку, а все выступления записаны на магнитофон (и звукозапись для кино). Заседание проходило в зале заседаний монтажного корпуса на 2-ой площадке. На заседании присутствовало более 70 человек.
Маршал Москаленко в разговоре со мной один на один жаловался на своего начальника штаба генерал-лейтенанта Никольского и дал понять, что он изучает возможность назначения меня на эту должность. Я просил время обдумать это предложение.
11.04.61. В 5.00 ракету вывезли на старт. С 10 часов с космонавтами проводил занятия Феоктистов К.П. по активному участку полета.
Старт | 9.07 9.09 9.18 9.50 10.15 10.18 10.25 10 час. 25'47" 10 час. 36' 10 час. 43'43" 10 час. 44'12" | (московское время). отделение первой ступени. отделение корабля от носителя. солнечная ориентация. первая команда. вторая команда. третья команда. включение ТДУ. сгорают антенны. отделение шара от приборного отсека. катапультирование. |
(Приведенные времена подлежат проверке и уточнению - Ред.)
Агальцов, я, Бабийчук и Яздовский в 10.00 приехали на старт, Руднев и Королев в это время были наверху (осматривали корабль). Я ознакомил Агальцова с системой аварийного катапультирования на старте. Полный комплекс ракеты и корабля проверки на старте прошел без замечаний. Королев попросил меня вместе с Гусевым организовать контроль и обобщение всех данных, поступающих с борта на землю о состоянии космонавта. Для этой цели Яздовский назначил майора Ушакова и врача Котовскую. По просьбе боевого расчета ракеты в 13.00 состоялась встреча на стартовой площадке Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш и др. представители промышленности. Я представил собравшимся (человек 300) старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке и осуществлению старта корабля. После этой встречи мы поехали в маршальский (Неделина) домик, где Гагарин, Титов, Карпов, врач подполковник Никитин проведем ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта. На первое — пюре щавелевое с мясом (тюбик 160 гр). На второе — паштет мясной (тюбик 160 гр). На третье — шоколадный соус (тюбик 160 гр). Юра чувствует себя превосходно. Доктор Никитин проверял его: кровяное давление — 115/60, пульс 64, температура — 36,8. Час назад ему наклеили все датчики для записей физиологических функций в полете. Эта операция продолжалась час двадцать минут и никак не сказалась на его самочувствии. Он очень любит русские песни, магнитофон непрерывно работает. Юра сидит напротив меня и говорит: "Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию".
На мой вопрос: "Когда ты узнал, что полетишь первым?” он ответил: "Я все время считал мои и Германа шансы на полет равными и только после того, как Вы объявили нам свое решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полет в космос". Несколько минут мы занимались с Юрой уточнением распорядка дня перед стартом и решили, что он будет таким (время местное - Ред.):
подъем туалет, физзарядка завтрак выезд в МИК мед.осмотр одевание скафандра и проверка выезд на старт | 5.30 5.30-6.00, 30 мин; 6.00-6.15,15 мин; 6.15-6.25,10 мин; 6.25-7.15,50 мин; 7.15-8.45,90 мин; 8.45-9.00,15 мин. |
Старт в 9 час 07 мин московского времени. За два часа до старта Юра займет место в кабине корабля. Лететь кругом земного шара всего 1,5 часа, а за два часа до старта необходимо сесть в корабль и ждать начала полета. Надо признать всю дикость и несовершенство подобной организации подготовки к старту. Этот вопрос занимал меня, Королева и врачей, мы пытались сократить время ожидания полета космонавтом хотя бы до 1 час 30 мин, но из этого ничего не вышло. Только закрытие люка, отвод установщика и ферм занимает больше часа. Проверка скафандра, связи и оборудования корабля занимает 20 мин.
Мы все отлично понимали, что бездеятельное ожидание старта очень неприятная необходимость, и я буду занимать Юру радиоразговорами и сообщать ему о ходе подготовки к полету.
Сейчас 21 час 30 мин, заходил Королев, пожелал спокойной ночи и пошел спать. Юра и Герман очистили желудок и тоже собираются спать, я слышу их разговор в соседней комнате.
Итак, завтра совершится этот величайший подвиг— первый в мире полет человека станет фактом, и совершит этот подвиг скромный советский человек в форме ст.лейтенанта ВВС Гагарин Юрий Алексеевич. Сейчас это имя никому ничего не говорит, а завтра оно облетит весь мир, и его уже никогда не забудет человечество.
12.04.61. Среда. Тюра-Там. Площадка №2. Маршальский домик. Без 10 мин в 5 час местного времени я, Карпов и Никитин встали как по команде. В 5.30 будем поднимать Юру и Германа. Ночь прошла очень хорошо, заснули около десяти, сейчас 5.25, а они еще спят.
Чуть начинает рассветать, на дороге усиливается движение, приехали уже наши с десятой площадки. Карпов пошел поднимать молодежь.
В 6.00 состоялось заседание комиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: "Замечаний нет, все готово". "Вопросов нет", можно производить пуск. После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК — посмотрел как идет мед.осмотр и одевание скафандров. По всем направлениям работа шла точно по расписанию. В 8 часов я вместе с ведущим инженером корабля лифтом поднялись наверх ракеты и проверили шифр логического замка (145). Логический замок работал нормально.
В 8.20 на старт прибыл маршал Москаленко. С Москаленко договорились о порядке посадки Гагарина в корабль. Автобус с космонавтами должен прибыть на стартовую площадку в 8.50. Все космонавты и провожающие остаются у автобуса, от автобуса до лифта (50 м) Гагарина должны провожать Королев, Руднев, я и Москаленко. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути, некоторые прощались и даже плакали, все лезли целоваться. Пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов".
Через 10 минут был опробован скафандр и проверена связь. KB и УКВ связь на борт и с борта проходила нормально. На КП связь с бортом держал я, космонавт Попович и гл.конструктор Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка №1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь обмен земли и борта записан на пленку, слышимость отличная, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было все время хорошим. За несколько секунд до старта, на сообщение Королева — "Старт", Юра ответил: "По-о-ехали!".
Старт прошел отлично, до седьмой минуты полета связь поддерживали из бункера, а с 7-ой до 11 минуты через Колпашево и Елизово. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказали, качество приема с борта оставалось хорошим, космонавт чувствовал себя нормально. На 150 секунде полета, после отвала обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу землю, облака, видимость отличная." Через несколько секунд он почувствовал и доложил о конце работы первой ступени. Весь радиообмен записан на пленку. Через 13 минут после старта мы уже знали — первый в мире полет человека по космической орбите начался. В момент перехода передач со старта на Колпашево, было несколько неприятных секунд, космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но С.П.Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно. Когда он брал микрофон, руки его сильно дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва подтвердили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе на орбиту. Через двадцать минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград (расчетная точка посадки для данной орбиты и периода обращения была южнее Сталинграда на 110 километров). В воздухе мы прослушали сообщение ТАСС о благополучном приземлении в районе Саратова, а еще через несколько минут нам сообщили через КП ВВС: "Все в порядке, майор Гагарин вылетает в Куйбышев".
Нас в самолете было десять пассажиров (Парин В.В., Алексеев С.М., Титов Г.С., Яздовский, Холодков, Смирнов, Горбов, Ушаков, Шаронов и я). После этого радостного сообщения все начали целоваться, плясать, а В.В.Парин достал заветную бутылку коньяку. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой.
На заводском аэродроме нас встретил полковник Чечиянц (из Главного штаба ВВС) и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х км от Саратова; через несколько минут сам позвонил в Москву, позже уже из Энгельса вместе с Агальцовым они говорили по ВЧ с Н.С.Хрущевым, Брежневым, Вершининым и др.". На аэродроме стоял самолет Ил-18 (салон), командир корабля полковник Константинов (командир бригады) доложил, что он прилетел по заданию КП ВВС и не знает дальнейшей задачи. Мы все собрались в салоне корабля и немного подзакусили. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа, приехал секретарь Куйбышевского обкома Александр Сергеевич Мурысев, председатель облисполкома, Командующий ВВС и много других, прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру корабля Ил-14, на котором прилетел Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета и первым стал спускаться Юра, он был в зимнем летном шлеме и в голубом тепловом комбинезоне скафандра. За девять часов, которые прошли с момента посадки в космический корабль, до этой встречи на куйбышевском аэродроме я так много пережил за него, что он стал для меня вторым сыном. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали кино и фотоаппараты, толпа все росла, была опасность большой давки, а Юра, хотя и улыбался, выглядел сильно переутомленным (мне показалось, что эта усталость от полета, а не от встречи, как уверял Агальцов). Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу Обкома. Часа через три прилетели два Ил-14 из Тюра-Там. Прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии. Дача Обкома расположена на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывается прекрасный вид на реку, справа на противоположном берегу заросшие лесом возвышенности. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали: шестерка космонавтов, комиссия, руководители области, Агальцов, я, Яздовский и Карпов. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произнесли тосты, пили очень немного, чувствовалось, что все сильно устали. В одиннадцать часов все разошлись по спальням. Так закончился для нас этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество не забудет, а имя скромного ст.лейтенанта Гагарина навеки вписалось в историю человечества и будет одним из самых известных.