НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №19 10-23 сентября 1994 г.
КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА Н.П.КАМАНИНА |
24.11.61. Сегодня моей маме исполнилось 83 года. Послал утром в Меленки приветственную телеграмму. Подготовка к полету в Индию, на Цейлон и в Афганистан идет нормально, за исключением того, что мне (руководителю делегации) врачи отказались сделать прививки из-за высокого давления (120-180). Главком, невзирая на отсутствие прививок, приказал лететь, но как это уладим с пограничниками, пока не ясно. Вчера Малиновский сказал, что Сукарно собирается оформить приглашение так, чтобы ему не отказали, возможно, прямо из Индии придется лететь в Индонезию.
Последние дни меня очень беспокоит состояние здоровья Муси. Она очень мало спит, раздражительна, подозрительна и мгновенно возбуждается. Вчера она сказала мне, что она не хочет жить, что у ней иногда появляется мысль, а не прыгнуть ли ей с балкона и этим все кончить. Она обвиняет меня в том, что я не забочусь о ней, мало с ней бываю и чуть ли не забываю ее. Главная причина всех этих разговоров — мои заграничные поездки — Муся, по-видимому, очень тяжело переносит наши разлуки. Было время, я с радостью собирался в Финляндию, Англию, Францию. А сейчас я с удовольствием отказался бы от поездки в Индию. Но это почти невозможно, это значит не выполнить решение ЦК и коренным образом испортить свое служебное положение. Мне очень хочется помочь Мусе, сделать все возможное, чтобы успокоить и подлечить ее, но она отвергает все мои попытки помочь ей, отказывается от встречи с врачами и постоянно твердит, что нет главного — ”душевного спокойствия”. Положение Муси меня сильно беспокоит, я уже говорил об этом с ее лечащим врачом. Мне кажется, что если бы я даже не поехал в Индию, это мало бы изменило положение.
Мне кажется, что главная причина такого состояния в большом нервном переутомлении из-за Оли. Муся мало спит, много работает и непрерывно расстраивается капризами ребенка. Она на минуту не может оторваться от внучки. Лева и Лида не замечают всю серьезность положения матери. Буду с ними говорить.
25.11.61. Вместе с Гагариным с 9.00 до 11.30 был в МИДе (у Лихачева). Прослушали сообщения об обстановке в Индии, на Цейлоне и в Афганистане. После МИДа Юра поехал в телецентр (съемки для Чехословакии), а я занялся текущими делами.
26.11.61. Весь день провели на даче. Снег почти весь растаял в предыдущие дни. Температура держалась — 8-9°. Более 3-х часов гулял с Олей в лесу, катал ее на санках. Самочувствие Муси несколько улучшилось, но она что-то от меня скрывает, а что, я не могу установить. Она все время твердит, что это не физическое, что нет душевного покоя. У нее часто бывает угнетенное и озлобленное настроение, она иногда говорит, что в этом виноват я. Но конкретнее, в чем моя вина, и она не говорит, и я не могу определить. Кроме заграничных поездок, я не вижу никаких оснований для недовольств с ее стороны. И все же эти недовольства есть и они дают себя знать.
27.11.61. Валюта, паспорта и визы получены. Подарки закуплены. Самолет готов. Все готово к полету в Индию. Но меня этот предстоящий полет не только не радует, а и угнетает. Я чувствую себя хорошо, хотя врачи из-за высокого давления (120-190) и отказались делать прививки. Вчера вместе с лечащим врачом Тихоном Тихоновичем Мавренковым был на консультации у профессора Преображенского (Кремлевка). Давление (90-170). Профессор посоветовал пить три раза в день серпазил и сократить сахар до 30 гр. в день.
Главное в моем безразличном отношении к поездке — не состояние моего здоровья, а состояние Муси. Она в последние дни старается делать все, чтобы не показать в прежнем свете свое отношение к моим поездкам, она даже улыбается иногда, но этот показной оптимизм ей дорого стоит.