НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №22 22 октября - 4 ноября 1995 г.
КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА Н.П.КАМАНИНА |
16.08.62. (продолжение). В 16 час. 40 мин. на заводском аэродроме мы с руководством области и округа встречали самолет Ан - 10, на котором прилетели члены Госкомиссии (Смирнов, Келдыш, Королев, Руденко, Кузнецов, Алексеев, Воронин, Гусев, Исаев и др.).
В 17 час. 30 мин. на обкомовской даче состоялось заседание Госкомиссии. Комиссия заслушала отчеты Николаева и Поповича. Отчеты записаны на пленку. Кроме того, основное содержание отчетов я записал сам.
Заседание Госкомиссии по полету тов. Николаева А.Г. и тов. Поповича П.Р.
Тов. Смирнов Л.В. поздравил Николаева и Поповича с успешным завершением космического полета.
Повестка заседания:
1. Отчеты о полете.
2. Доклады о состоянии здоровья Николаева и Поповича.
17 час. 40 мин. Докладывает Николаев: ”Отрыв ракеты плавный, перегрузки росли плавно, вибрации небольшие, но они усилились в конце работы 2-й ступени носителя. Перегрузки достигли 6-7 единиц. После сброса обтекателя хорошо видна Земля. Отделение ступеней заметно по спаду перегрузок. Слышно окончание работы 3-й ступени и отделение (толчком) от носителя. Наблюдение за Землей не состоялось, поймал Солнце и было обидно, что полет начал с невыполнения упражнения.
Провел ориентацию, выполнение которой усложнилось тем, что я в кресле сидел выше нормального.
Хорошо видел береговую линию. За 15 мин. до старта Поповича я сориентировал корабль, и в 11 час. 03 мин. угол наклона корабля составил 73°. Смотрел и ничего не видел, взлета корабля не видел.
Связь все время работала хорошо и устойчиво. Лучше других работала ”Весна-2” (Хабаровск), ”Весна-1” и ”Весна-6”. С ”Зарей” в течение первых суток полета связь была плохой (много шумов, сильные помехи) и на 4-м витке я половину разговора с Хрущевым не слышал, но в течение 2-х, 3-х и 4-х суток полета связь была уже лучше.
”Весна-2” и ”Весна-1” были слышны отлично на предельно далеких расстояниях.
Регенерация работала отлично. Температура при взлете 28°С, в конце первых суток — 22°С и далее 12-13°С. Влажность - 60-70%. Температура 12-13°С — отличная. Питание отличное, в приеме пищи трудностей нет, жевал и разговаривал с Поповичем. Пользовался АСУ — 3 раза по-легкому и хуже по-большому. Водяная система работала хорошо. В кабине с оборудованием работать легко. С ”Глобусом” работать хорошо (спасибо Даревскому).
Производил 4 отвязывания. Первое осторожно, после освобождения тянет вверх и вперед.
Передвижение легкое, в отвязанном положении вел связь и киносъемку. Координация движений хорошая, плавать приятно. В плавании писал, рисовал и т.д. Отвязываться можно. Выполнял физические упражнения, делать можно все, но мало пространства.
После выполнения физических упражнений самочувствие бодрое. На вторые сутки резко крутил головой; на четвертые сутки резко вращал головой влево и вправо — ничего плохого. За все время полета неприятных ощущений не было. В течение первых суток полета пульс был 70 ударов в минуту, а 2,3 и 4 сутки - 60 ударов в минуту.
Тренировки вестибулярного аппарата были очень полезны.
Киносъемки С-97: снимал Землю, реки, города, пролетая над Турцией, видел аэродром, отлично видны ночью города и ВПП. Видел много морских кораблей, а на побережье видны дороги и пирсы. Отлично видны Луна и звезды. Звезды хорошо видны у Земли, затем дымка и видимость хуже, а выше опять лучше. В южной части я и Попович видели созвездие Ориона. Несколько раз видел двойную звезду (возможно это был Попович). Пели песни -”На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы”. Слышимость хорошая.
Спал хорошо. Первая ночь — просыпался 3 раза (просыпался точно без побудки).
Вентиляция скафандра отличная. Во время сна выключал вентилятор, нет шума и нет ощущения полета (приятно). При включении ТДУ — толчок и слышна в течение 42 сек. ее работа. В плотных слоях атмосферы корабль вращался с разными угловыми скоростями. Перегрузки 8-9 единиц я переносил лучше, чем на Земле. Яркое пламя, горящий металл и треск (треск довольно сильный).
В районе приземления много камней, а сел на ровную площадку 2x2 м. Через 20-25 мин. к месту посадки прибыли рядовой Кузнецов и подполковник Волович. Через час пришел вертолет. Перелетели к кораблю. Я сдал корабль, взял кинопленки, бортжуриал и улетел.
Выводы
1. ЦПК — готовил хорошо.
2. ”Восток” — можно летать более длительно, возможен спуск на ручном управлении.
3. Увеличить углы обзора и средства обзора, увеличить угловую скорость при ручном управлении.
4. Человек на космическом корабле — все.
5. Заказать ”Востоки”.
19.00 Попович.
Задание выполнил, готов снова лететь. Немного сократить медицинский осмотр перед стартом. На старте связь иногда пропадала. Включение 3-й ступени носителя я не почувствовал. Ее работу почувствовал по шуму и росту перегрузок и вздрагиванию. Во ”Взоре” видел светлое пятно (светлее Луны). Я подумал, что это носитель. Провел ориентацию в тени Земли (Луна). Очень хорошо виден бег предметов на Земле, особенно, при редкой облачности. Прицеливаться по звезде и целям можно, если расширить возможности ручной ориентации. Связь у меня была хорошей. На KB — болтали по-русски ”Сокол-5” и ”Женя” (мужской и женский голоса).
На ” Весне-1” плохо работает радист, вместо ”спуск 3” сказал: ”Спуск сто одиннадцать”. Средние волны все время слышно (2-3 м.) 10° южной и северной широты. УКВ-режим не нужно включать автоматически (очень много шуму до начала связи). Когда сам включаешь УКВ, шуму меньше. Связь с ”Соколом” была очень хорошей, особенно за экватором.
Перед посадкой температура была 10°С, влажность 35%. Побрызгал воды, и влажность стала 45-40%. АСУ пользовался по-легкому. АСУ работает как пылесос. Освещение хорошее. Работать лучше при рабочем свете. Нужно сделать полное выключение света.
А днем лучше работать без света.
Кушал хорошо, аппетит хороший, соки тянул до обеда.
Целлофановые мешки необходимо делать послабее. Медицинские тесты и вестибулярные пробы все выполнял. При резком движении головой вперед и назад ощущались некоторые ненормальности. Пульс в космосе 54-60 ударов в минуту, полный и ритмичный. Наблюдал инверсии от самолетов. В Норвегии видел авианосец. Города ночью видны хорошо. Видны центральные площади городов и магистрали от них. Видел Сыр-Дарью и острова на реке. Корабли у пирса видны. Наблюдал аэродром. Ночью в Южной Америке угадывал небоскребы.
Шнуровка скафандра затруднительна. (Заменить молнией). Сон хороший — за ночь просыпался один раз. На ночь выключал вентилятор скафандра. Катапультирование плавное. После открытия основного парашюта зачековал запасной (как и Николаев). Через 20 мин. появился самолет. Отстрела антенн НАЗа не было (и у Николаева). Все три дозиметра показывали ”0”.
Вывод
Меньше медицинских исследований.
Королев — что же такое невесомость, как она ощущается?
Попович — плохо при резких движениях.
Королев — влияние одиночества?
Николаев — вдвоем было веселее.
Попович — поза и скафандр тяготят.
Королев — Поповичу — как вы оценивали положение на корабле в конце 3-х суток?
Попович — температура 10°С и влажность 3-5% —это беспокоили.
Королев — письменные отчеты.
Главные итоги
1. Длительный полет в условиях невесомости.
2. Важные результаты наблюдений за Землей.