вернёмся в начало?
О ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА[1]*
<...>
Поэтому я поставил перед собой такую научную проблему: имеется ли возможность выйти из зоны Земли и ее атмосферы и посетить ближайшие к нам планеты, например: Марс и Венеру? Партия предрассудка[2] при ответе на такой вопрос, как всегда при отрицании больших проблем, быстро отбрасывает все своим необдуманным и легкомысленным «нет», которое у нее всегда под рукой. Мое же интеллектуальное зеркало я всегда стараюсь протереть и отгладить с большой добросовестностью до такой степени, чтобы и эту проблему я мог разрешить хотя бы в общих чертах. Безусловно, это возможно, ведь точку опоры можно приобрести в воздухе не только с помощью крыльев. Но пока предрассудок еще смеется над этой возможностью решения проблемы, несмотря на то, что вокруг нас непрерывно летают живые существа, я уже нашел точку опоры и в безвоздушном пространстве, и на основе этого достижения проложил путь к решению этой проблемы и отправке экспедиции на другие планеты.
*В квадратных скобках здесь и далее - номера комментариев, помещенных вконце книги (Примеч. ред.).
В основе решения лежит закон инерции, или силы инерции массы. Используя этот закон, мы найдем точку опоры как в воздухе, так и в безвоздушном пространстве. Согласно этому закону, тело можно поддерживать в парящем состоянии благодаря тому, что от него отбрасываются вниз другие тела, которым при этом из положения покоя сразу же сообщается олень большая скорость в вертикальном направлении.
Именно на одном только этом законе основывается, как я это уже указывал ранее, также полет птиц. Птица взлетает лишь потому, что она непрерывно захватывает все новые массы воздуха своими крыльями и отбрасывает эти массы из состояния покоя резким толчком по вертикали вниз — с тем, чтобы захватывать новые, еще находящиеся в покое массы воздуха. Как она это делает крыльями, даже когда они распростерты неподвижно, я объясню, когда буду излагать сущность моего летательного аппарата.
Это в точности тот же самый принцип, который проявляется, когда хотят прыгнуть в воду со свободно плавающей лодки, при этом прыгающий производит толчок — оказывает давление на лодку. Чем быстрее прыгают с лодки, тем быстрее будет ход лодки в противоположном направлении. И наоборот, тело, находящееся в движении, производит давление, когда его внезапно останавливают, прекращая его движение. Это же испытывает лодка, наталкивающаяся на препятствие.
Силу этого прижатия вычисляют с помощью массы и квадрата скорости, т. е. она увеличивается не пропорционально скорости. В Берлине, например, я видел автоматические чашки весов для определения силы удара кулаком, и я смог своим кулаком, который, возможно, вместе с предплечьем весит только один фунт, дать удар в 80 кг, т. е. больше, чем составляет весь мой вес,— другими словами, живая сила ударяющего кулака оказалась в состоянии создать через подкладку чашки весов давление в 80 кг. Такое же давление мог бы, естественно, создать кулак и в том случае, если бы он при помощи подкладки был с такой же скоростью внезапно выведен из состояния покоя.
Если я таким же образом отброшу от себя резким толчком в вертикальном направлении вниз какой-либо предмет весом в кулак, то мое тело получит тем самым на мгновение давление в 80 кг в направлении снизу вверх, т. е. в этот момент оно получит мгновенное ускорение вверх. Если же я каждый момент буду отбрасывать таким образом вниз все новые предметы весом в кулак, то я тем самым буду длительное время подниматься вверх со все возрастающей скоростью*.
* При использовании динамита для последовательного ускорения некоторого тела достаточно было бы, естественно, небольшой доли веса кулака для того, чтобы получить реакцию такой же или еще более значительной силы, направленной вверх.
Аналогично поступает птица при полете; она непрерывно захватывает все новые массы воздуха и отбрасывает их вниз, даже тогда, когда кажется, что она неподвижно парит в воздухе на крыльях. Насколько сильно можно увеличить реакцию тела, выведенного из состояния покоя в состояние движения или, наоборот, из состояния движения в состояние покоя, создавая силу, значительно превосходящую его вес, можно видеть на примере пули: своим собственным весом пуля была бы не в состоянии сделать ни малейшего отпечатка на доске этого стола, когда же при выстреле ей сообщается большая скорость, ее не только нельзя задержать этой доской, но, наоборот, она проходит через эту доску насквозь. А какое при этом развивается давление!
Бесспорно, это давление во много раз превосходит вес человеческого тела. Если бы пулю из ружья укрепить на нити, которая намотана на легко вращающейся катушке с приводом, то после выстрела она развивала бы на короткое время мощность, равную лошадиной силе, т. е. 75 кгм/с, и в течение 1 с она подняла бы груз весом 75 кг на высоту 1 м.
В безвоздушном пространстве, конечно, нельзя захватывать массы воздуха крыльями и сообщать им ускорение вниз. Как же здесь следует поступать, чтобы все же преодолеть силу тяжести и получить возможность подниматься вверх? Ответ: массы воздуха берутся в виде взрывчатых веществ, которые одновременно заключают в себе огромнейшую силу. Другими словами, конструируется летательный аппарат на основе закона реакции взрывчатых веществ.
Такой летательный аппарат я изобрел раньше, чем летательный аппарат с крыльями. Точные расчеты показывают, однако, что такой летательный аппарат со взрывчатыми веществами только тогда окажется экономичным в смысле расхода энергии, когда он приобретает чрезвычайно высокую скорость движения, так что здесь на Земле он пока еще оказывается малопригодным для транспортных целей, так как сопротивление воздуха препятствует достижению такой большой скорости.
Иначе обстоит дело в безвоздушном пространстве, где даже скорость метеора или даже скорость кометы развиваются беспрепятственно. А такая скорость как раз и является той, что и требуется для экспедиции через Вселенную, потому что при больших удалениях космических тел одно от другого скорость улитки не скоро привела бы к цели.
Например, если бы на очередь дня встала в качестве ближайшей цели проблема отправки экспедиции на Марс, поскольку Луна, по-видимому, необитаема, то расстояние этой планеты до нашей Земли (очень аналогичного космического тела), когда оно находится на ближайшем к нам приближении, составляет «ничтожную» величину в 8 млн. миль.
«Как же можно преодолеть такое расстояние в безвоздушном пространстве, оставаясь в живых!»,— восклицает Предрассудок, возмущенный до глубины души. А я на это отвечаю: абсолютно точно таким же путем, как мы безостановочно и непрерывно делаем 125 млн. миль в год через безвоздушное пространство вокруг Солнца, с той лишь разницей, что мы замечаем смену времен года, и при том условии, что все, необходимое для существования, а именно: воздух и все другое, что нам нужно, мы несем с собой на нашей матушке-Земле, потому что она движется вместе с нами беспрестанно со скоростью 4 мили в секунду через космос.
Для экспедиции в маленьком корабле должен быть, естественно, запасен воздух; в нем должно быть тепло, должна быть пища; все необходимое, что мы имеем на Земле, нужно брать с собой, чтобы во время полета мы точно так же ничего не замечали бы, кроме того, что просматриваем, глядя сквозь окно.
Так как скорость перемещения достигается за счет того, что с уже движущегося корабля выбрасываются все новые массы продуктов взрыва и впереди нет никакого препятствия движению в безвоздушном пространстве, то машина работает тем экономичнее, чем быстрее она движется, и скорость перемещения после выхода из воздушной атмосферы повышается настолько, что Марса или Венеры можно достичь примерно за 22 часа, если двигаться с удвоенным ускорением по сравнению с ускорением силы тяжести, а по достижении половины пути начать таким же образом тормозить.
Корабль состоит в своей основной части из стального цилиндра по возможности минимального диаметра, но такого, который дает, однако, возможность вместить двух путешественников со всеми необходимыми запасами. Этот основной цилиндр окружен тонкими стальными трубками, имеющими длину основного цилиндра, которые под очень высоким давлением содержат необходимый для экспедиции запас воздуха, как это делается в подводной лодке. Из этих окружающих цилиндров воздух поступает в герметизированный главный цилиндр, где его давление снижается до уровня земного атмосферного давления.
Для регулирования температуры в холодном космосе служит тепло, получаемое в процессе взрывов. Впрочем, в ограниченных рамках доклада я не могу, конечно, вдаваться в дальнейшие подробности конструкции такого летательного аппарата для космических полетов. Я хочу лишь напомнить еще об известном положении, что нигде в мире, а следовательно, и в безвоздушном пространстве, работа не теряется, если только ее целесообразно использовать *.
*Для того чтобы двигаться без потерь энергии, корабль должен целенаправленно перемещаться по траектории космического тела, например по траектории кометы.
Еще раз подчеркиваю, что эти конструкции не должны повторять фантастические образцы из романов Жюля Верна, а должны представлять собой разработанный инженерный проект, который, я надеюсь, будет осуществлен еще при моей жизни; и было бы совершенно беспредметным делом, однако, если бы кто-то попытался взвалить на меня вину за свое невежество в разбираемых вопросах и искаженное отображение действительности в его интеллектуальном зеркале, поскольку еще с гимназических времен я, что могут подтвердить живые свидетели, всегда выделялся среди своих соучеников глубоким пониманием законов математики и физики, поэтому мне всегда удавалось без труда решать правильно все, даже очень трудные задачи, которые нам задавались по этим дисциплинам.
Лишь совсем недавно вспомнил меня один из моих школьных товарищей, ныне пастор К., который и сейчас находится в этом зале; он напомнил, как я, будучи учеником пятого класса, привел такое доказательство, которого тогда нельзя было найти в литературе, об этом сказал наш очень эрудированный учитель, господин профессор В., который преподавал математику и физику также и в старших классах.
Далее мне хочется подчеркнуть снова, что самые тяжелые задачи и изобретения, после того как они впервые решены, далее кажутся чрезвычайно простыми и сами собой разумеющимися. Ведь выбросило же из себя Солнце и сообщило путем взрыва ускорение нашей Земле и другим планетам, а наша Земля в свою очередь сделала то же в отношении Луны. Насколько же проще можно послать крохотную экспедицию, энергия и функции которой точно регулируются, для того чтобы проложить путь во Вселенную. Насколько далеко удастся человеку пойти в этих стремлениях, покажет практика, мы же ни в коей мере не должны уподобляться доктору Лардреру.[3]
Если мы теперь представим продолженной такую экспедицию с одного небесного тела на другое, то невольно возникает вопрос, что именно могли бы мы найти в бесконечном звездном небе такого, что могло бы сделать такой полет особенно интересным?
Во время моих наблюдений звездного неба пришли мне вдруг в голову некоторые неожиданные идеи, связанные с данным вопросом, и я надеюсь, что уважаемым слушателям будет небезынтересно познакомиться с некоторыми подробностями по этому поводу.
Первый вопрос, который занимает всякого, заключается в следующем: существуют ли там живые существа? Каковы они? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо лишь последовать за мной в следующем рассуждении.
По результатам научных исследований, полученным до сих пор, я построил гипотезу, которая приводит к самым удивительным выводам относительно жизни во Вселенной и даже доказывает на основе законов физики возможность возрождения человека, если предпосылки или воззрения современной науки принимаются в качестве правильной базы, для чего у нас имеются все основания <...>