Н. А. РЫНИН, Теория космического полета, изд. Акад. наук, 1932, стр. 358. Ц. 10 руб. Тир. 1000.
Н. А. РЫНИН, Астронавигация, изд. Акад. наук, 1932, стр. 218. Ц. 8 руб., Тир. 1 000.
Ф. ЦАНДЕР, Проблема полета при помощи реактивных аппаратов, Государственное авиационное и автотракторное изд., 1932, стр. 76. Ц. 1 руб. 25 коп. , Тир. 5000.
«Константин Эдуардович Циолковский», Государственное авиационное и автотракторное изд., 1932, стр. 80. Ц. 1 р. 80 коп. Тир. 2 500.
Я. И. ПЕРЕЛЬМАН, Циолковский, Государственное технико-теоретическое изд., 1932, стр. 64. Ц. 60 коп. Тир. 15 000.
Я. И. ПЕРЕЛЬМАН, Межпланетные путешествия, Государственное технико-теоретическое изд., 1932, изд. 7-61, стр. 174. Ц. 1 р. 30 коп. Тир. 15 000.
Одной из отличительных особенностей развития авиации и воздухоплавания в настоящее время является повышение внимания к разработке теоретических вопросов воздушного дела, в частности проблем летания в межпланетной сфере. Попытки осуществления межпланетных полетов стали наиболее заметными за последние 2-3 года; можно указать на издание в Германии специального журнала, посвященного межпланетным сообщениям («Ди Ракет»), на возникновение в разных странах научных и общественных организаций, занятых разрешением задач и способов реализации идей звездоплавания (астронавтики), как принято некоторыми авторами называть еще не покоренную человеком область заатмосферного летания. В СССР, помимо ранее имевших место неоднократных попыток объединения деятелей, отдавших свои труды и мысли проблемам этого летания, эти идеи заняли более прочное место после создания при Осоавиахиме (с конца 1931 г.) особых групп по исследованию вопросов реактивного движения (Гирды). Работы в этом направлении получают ныне наиболее ощутительное значение в свете ведущего пролетарского лозунга «догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны». Отсутствие за границей крупных и явно выраженных достижений реального характера ставит наших работников, исследующих и проводящих опыты с летательными аппаратами ракетно-реактивного типа, в особо выгодные условия, раскрывая возможности добиться на пути создания этих аппаратов и их практического применения определенных и самостоятельных успехов. Основной предпосылкой к выявлению этих успехов будет: привлечение внимания нашей изобретательской массы к постройке и усовершенствованию реактивных аппаратов, пропаганда идей звездоплавания в широких кругах работников нашей техники и агитации среди пролетарской молодежи важности и жизненности этих идей. Поэтому необходимо представить нашим читателям обзор книжных новинок, выпущенных по вопросам звездоплавания у нас. Фактом своего появления в относительно большом числе за 1931 и особенно за 1932 г. они свидетельствуют о распространенности интереса к реактивному двигателю и звездоплаванию.
Книга проф. Н. А. Рынина «Теория космического летания» вышла в серии «Межпланетные сообщения»; это капитальное сочинение, составленное в 9 выпусках, представляет своеобразную энциклопедию всех материалов, появившихся в русской и иностранной литературе о межпланетном летании. В качестве энциклопедии это сочинение должно быть использовано каждым, кто желает иметь нужные сведения, справки по тому или иному вопросу из области этих проблем или получить о них общие представления. Каждый из выпусков написан автором независимо от остальных и может быть проработан читателем самостоятельно. Автор учел не только материалы технико-теоретического порядка (опыты с постройками ракет, проекты, разработанные теории и проблемы и т. п.), но вообще всякого рода данные, определяющие работу человеческой мысли над преодолением межпланетного пространства вплоть до отражения этой работы в романах, стихах, фантазиях. Не представляя собой оригинального исследования астросферического летания, сочинение проф. Рынина является последовательно компилятивной работой, развертывающей перед читателем обзор всего, что имеется в печати о возможностях этого летания1. Выпуск «Теория космического полета» посвящен собранию переводов и изложений наиболее выдающихся классических работ по этому вопросу; в нем помещены: статьи французского ученого Эсно-Пельтри, давшего признанные теоретические заключения о межпланетном летании; далее следует теория полета ракеты американского проф. Годдара с описаниями взятых им патентов на новые типы ракет; работы широко известного своими опытами германского проф. Оберта, автора книги «Ракета в межпланетное пространство»; исследование германского инж. В. Гоммана «Досягаемость небесных тел» (приведено полностью) и др. Необходимо остановиться на малоизвестном труде советского исследователя Ю. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» (Новосибирск, 1929, под ред. проф. Ветчинкина); отсылая читателей к самому оригиналу, проф. Рынин приводит оглавление этой книги и небезынтересное письмо к нему ее автора, давшего несколько новых идей и выводов о полетах ракет в межпланетное пространство. Труды каждого деятеля в области разработки теорий космического полета, помещенные в этой книге, снабжены биографиями этих деятелей, портретами, справочными данными об их сочинениях и т. п. сведениями.
1 Ранее вышедшие: 1) «Мечты, легенды и первые фантазии», 1928, изд. автора. 2) «Космические корабли», 1928, изд. Сойкина. 3) «Теория реактивного летания», 1929, изд. Ленинградского ин-та инженеров путей сообщения. 4) «Ракеты», 1929. изд. автора. 5) «Суперавиация и суперартиллерия», 1929, изд. автора, 6) «Лучистая энергия», 1930, изд. автора. 7) «К. Э. Циолковский», 1931, изд. автора.
Всего в 9 вып. более 1600 стр. (богато иллюстрированных).
Другая книга из числа выпусков сочинения проф. Рынина «Межпланетные сообщения» посвящена вопросам астронавигации. В ней дано «описание тех путей, по которым предстоит нестись будущим космическим кораблям», основные сведения по астрономии, ряд расчетов по ведению и скоростям кораблей (первые 106 стр.). Заключительную часть этой книги составляет «летопись и библиография по межпланетным сообщениям»; эта часть книги имеет важнейшее значение, поскольку в ней автором собраны подробнейшие указания о всех источниках по межпланетным сообщениям; приводятся не только работы современных авторов (книги, журнальные статьи, рецензии, заметки), но и всевозможные упоминания, какие только имелись в прошлом, начиная от полетов на реактивных приборах в Атлантиде (до 9546 г. до нашей эры), китайских сказаний и других сведений седой древности.
Невзирая на отдельные недостатки, обычно сопутствующие всякого рода компилятивным работам (повторения, некритическая оценка некоторых материалов, недостаточная увязка между отдельными источниками и т. п.), сочинение проф. Рынина имеет исключительную ценность. Вместе с его автором, закончившим предисловие ко всем 9 выпускам словами латинской пословицы «Пусть могущие сделают лучше», следует признать, что при всех недостатках, несовершенстве его работы им сделано крайне много. Книга будит интерес к проблемам межпланетного летания, вооружает его поборников и объединяет все то, что было известно до настоящего времени в деле разработки и осуществления этих проблем.
«Проблема полета при помощи реактивных аппаратов» Ф. Цандера принадлежит перу советского инженера, еще в 1908 г. сделавшего попытку работ в области преодолевания притяжения земли. В рецензируемой работе автор дает свои расчеты полета ракет во внеатмосферном пространстве. Работа носит популяризационный характер; в ней автор знакомит с данными о высоте атмосферы земли, о влиянии состава, плотности, давления и температуры атмосферы на мероприятия, предпринимаемые для обеспечения полетов, дает обзор методов достижения больших высот и больших скоростей полета, разбирает возможные системы реактивных и ракетных аппаратов, характер топлива для них и тому подобные вопросы. Книга рассчитана на читателей, владеющих математическими познаниями.
Основоположником реактивного летания является советский ученый и изобретатель К. Э. Циолковский, чья деятельность была отмечена советским правительством в связи с 75-летием со дня его рождения. Циолковский, уже в 1903 г. в журнале «Научное обозрение» опубликовал свою статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», причем одним из первых познакомил научно — изобретательские круги с условиями проникновения в мировое пространство при помощи ракеты. Позднее идеи Циолковского о полете в межпланетное пространство были развиты им в целом ряде брошюр и статей. Чтобы определить все большое значение, которое имеют труды К. Э. Циолковского по звездоплаванию среди других его работ, изобретений, предложений, и какое значение придает им сам автор, достаточно указать, что к заседанию в его честь 9 сентября 1932 г. в г. Калуге, на котором советская общественность чествовала маститого ученого-изобретателя, он подготовил лекцию на тему «Звездоплавание». Текст этой лекции полностью помещен в сборнике «К.Э.Циолковский», изданном Калужской юбилейной комиссией. В сборнике напечатаны черты из автобиографии изобретателя, очерки, характеризующие различные стороны его многогранной научно — изобретательской деятельности, его педагогическую практику, условия его работы в Калуге, отражение его идеи в печати и т. п. В конце сборника приложен перечень научных трудов Циолковского вместе со статьей, выявляющей научное значение его деятельности.
Другая работа о жизни, изобретениях и научных трудах К. Э. Циолковского принадлежит перу Я. И. Перельмана, неутомимого пропагандиста идей звездоплавания у нас в СССР. В этой брошюре автор очерчивает деятельность Циолковского как пионера заатмосферного транспорта, дает выдержки из его автобиографии, знакомит с проектами металлического дирижабля Циолковского и в специальной главе — с его теорией ракетного аэроплана, «самым смелым созданием творческого ума Циолковского»; лишь в 1932 г. им написана брошюра на тему «Стратоплан полуреактивный», в которой дана теория самолета, движущегося как силою воздушного винта, так и отдачей продуктов горения. Таким образом в своих трудах К. Э. Циолковский не только говорит о теоретически возможных летательных приборах, но делает попытку использования для реактивного летания и существующих летательных аппаратов. Так например в статье «От самолета к звездолету» (1930 г.) он пишет о преобразовании обыкновенного самолета в стратоплан, т. е. аэроплан больших высот (по терминологии Циолковского). Брошюра хорошо знакомит с деятельностью Циолковского, увлекает описанием неустанных и непрерывных его трудов над осуществлением заманчивых идей полета на другие планеты. Обе работы, посвященные К. Э. Циолковскому, снабжены многочисленными иллюстрациями — фотоснимками, чертежами и т. п.
Последняя в нашем обзоре книга того же т. Перельмана «Межпланетные путешествия» имеет в своем подзаголовке указание, что в ней рассмотрены основы ракетного летания и звездоплавания. Книга выходит в свет уже 7-м изданием (переработанным и дополненным), причем ее 1-е издании было еще в 1915 г. Лично автор проделал огромнейшую работу по распространению знаний и сведений о межпланетном летании, являясь поныне одним из наиболее ревностных и преданных сторонников повседневной и непрестанной разработки проблем этого летания. Написана книга чрезвычайно просто, увлекательно и легко, «чудесным языком, как отзывается о ней Циолковский. Эта книга является как бы первоначальным ознакомительным очерком со всем комплексом вопросов, составляющих, область идей звездоплавания, причем во всем своем содержании книга имеет уклон в сторону развития пытливости читателя, его заинтересованности в физической причинности и возможности возникновения звездоплавания. Рекомендуем эту книгу для общего предварительного ознакомительного чтения о межпланетном летании. В конце ее автор приводит список современных деятелей по звездоплаванию за границей и в СССР (Ветчинкин, Кондратюк, Перельман, Рынин, Родных, Цандер, Циолковский, Шерешевский, Лапиров-Скобло и др.), указывая важнейшие труды этих деятелей.
Революционный творческий размах изобретательской работы в СССР, выдающиеся возможности для научной разработки теоретических проблем воздушного дела советскими учеными, возбуждение интереса со стороны советской общественности к делу авиации, обеспеченные огромным вниманием, которое вождь партии т. Сталин проявляет к вопросам авиации (как это отмечалось в речи т. Куйбышева на торжественном заседании, посвященном десятилетию гражданского воздушного флота), — создают надежную и безусловную уверенность в том, что в освещении ракетно-реактивного летания в СССР будут сделаны со временем выдающиеся достижения. Представленные в этом обзоре книги раскрывают перед читательской массой пути к этим достижениям.
Н. М. Л.