вернёмся в библиотеку?

* * *

Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Георгий Степанович Шонин, говоря о потерях в кадрах космонавтов писал: «Кто погиб в космосе, кто - в воздухе, кто - на земле... у одних не выдержали нервы, других подвело здоровье... Таковы факты. Такова жизнь». Однако бывало и так, что, несмотря на железное здоровье, стальные нервы, великолепную подготовку, космонавт, подойдя к самой двери в космос, открыть ее так и не мог.

В январе 1963 года в Центре подготовки царило оживление - прибывало новое поколение космонавтов. Они были старше, опытнее кандидатов первого набора. У всех за плечами была академия. Кроме летчиков, в этой группе были и первые военные инженеры. Новички перезнакомились еще в госпитале на обследовании. А космонавты гагаринского набора и девушки из терешковской группы с интересом вслушивались в новые имена - Юрий Артюхин, Эдуард Буйновский, Лев Воробьев, Анатолий Воронов, Алексей Губарев, Владислав Гуляев, Лев Демин, Георгий Добровольский, Виталий Жолобов, Петр Колодин, Эдуард Кугно, Анатолий Куклин, Александр Матинченко, Анатолий Филипченко и Владимир Шаталов. Новички были полны радужных надежд. Они не могли знать, что выйти на орбиты удастся только семерым из них. Одним из тех, кому обстоятельства помешали стать космонавтом, был Колодин.

Петр Иванович Колодин родился 23 сентября 1930 года в селе Нововасильевка Приазовского района Запорожской области.

Какими были годы его детства, говорить не приходится, сейчас об этом написано немало. Ему еще не исполнилось одиннадцати лет, когда он узнал, что означает это страшное слово «война». Мальчишки военных лет, в отличие от тех, кто родился после войны, очень остро чувствовали необходимость и благородство профессии защитника Родины. И Петр Колодин выбрал для себя трудные дороги офицера Советской Армии. После окончания в 1959 году радиотехнической академии в Харькове служил в ракетных войсках.

Служба шла как положено, о космосе он и не помышлял. Но неожиданно в 1962 году ему предложили стать космонавтом. Неожиданно потому, что в то время в космос летали только летчики, а он был военным инженером. Петр Иванович рискнул и... был зачислен в отряд космонавтов.

Потекли нелегкие будни. Сначала была теоретическая подготовка. Космонавты нового набора изучали астрономию, навигацию, системы космических кораблей, их носителей и многое-многое другое. Значительное время уделялось физической подготовке, полетам на самолетах, парашютным прыжкам. После окончания курса общекосмической подготовки кандидаты стали полноправными космонавтами. Но это не означало, что все они немедленно должны были начать непосредственную подготовку к конкретному полету. В запасе еще были нелетавшие космонавты гагаринского набора.

Пётр Иванович Колодин

Поэтому членам новой группы сначала поручалась чисто наземная работа. Проще говоря, их задача в середине шестидесятых годов заключалась в том, чтобы быть «на подхвате». Но не для Колодина.

Он сразу был включен в состав экипажа, пусть дублирующего, но все же реального экипажа. Когда в марте 1965 года Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос, его дублерами были Евгений Хрунов и Петр Колодин. Он и Виктор Горбатко в составе второго дублирующего экипажа полностью отработали программу полета «Восхода-2».

Казалось, судьба благоволила к Колодину. Когда в октябре 1969 года в космосе одновременно находились три «Союза», Петр Иванович дублировал своего бывшего командира по «Восходу-2» Виктора Горбатко, летавшего на «Союзе-7». А быть дублером - серьезная заявка на собственный полет.

В конце того же шестьдесят девятого года для полета на первой орбитальной станции «Салют» были сформированы три экипажа. Инженером-исследователем во втором экипаже был назначен Колодин. В апреле 1971 г. к «Салюту» стартовали Шаталов, Елисеев и Рукавишников. Петр Иванович был дублером Николая Рукавишникова и твердо знал - следующий полет его. Судьба приблизила сроки этого полета. Из-за неполадок в стыковочном узле экипаж «Союза-10» не смог открыть люки и перейти на борт станции. Теперь первым экипажем на борту «Салюта» должны были стать Леонов, Кубасов и Колодин.

В конце мая они были уже на космодроме, обживали свой «Союз-одиннадцатый». Вот тут-то и появились те самые обстоятельства. За несколько дней до запланированной даты старта врачи обнаружили затемнение в легких у Валерия Кубасова. Сначала Госкомиссия решила его заменить дублером Владиславом Волковым. Но когда до старта оставалось всего два дня, комиссия решила - на «Союзе-11» полетит дублирующий экипаж - Добровольский, Волков, Пацаев. Леонову, Кубасову и Колодину быть дублерами.

Вряд ли нужно говорить, что творилось на душе у членов бывшего главного экипажа. Особенно тяжело было Петру Колодину, в экипаже он был единственным новичком. А бывшие дублеры, неожиданно оказавшиеся на первых ролях, выполняли программу на «Салюте». Они ее выполнили, но на Землю не вернулись. Трагическая случайность оборвала жизни Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. В Звездном воцарился траур. Но больше всего переживали те, кого заменили погибшие друзья.

Затем начались новые программы. Колодин в который раз начинал всё с начала, в который раз занимал место в тренажерах и готовился, готовился, готовился. Обязательные медкомиссии он проходил без претензий. Когда запускали «Салют-6», предполагалось, что первым экипажем посещения станут Владимир Джанибеков и Петр Колодин. Они были готовы. Казалось, ничто уже не сможет помешать этому полету. Но... опять «вылезли» не зависящие от него обстоятельства.

Первый основной экипаж станции на «Союзе-25» не смог состыковаться с «Салютом-6». Все готовые экипажи переформировали. В их экипаж вместо Колодина назначили Олега Макарова.

И все началось сначала! Тренировки по новым программам, новые задачи, новые экипажи. Но медики все чаще перестраховывались - зачем рекомендовать на полет «пожилого» новичка, когда под рукой полно молодых «новобранцев». А Петр Иванович продолжал трудиться. Его опыт позволял ему не быть обузой. Он помогал готовить экипажи, работал с ними на связи во время полета и, конечно, продолжал надеяться на собственный полет. Валентин Лебедев рассказывал, как ему и Анатолию Березовому помогал в полете голос с Земли. Голос Петра Ивановича Колодина. Он очень хотел, чтобы его голос прозвучал с орбиты. Но время неумолимо. 8 декабря 1986 года Петр Колодин ушел по возрасту из отряда. Так уж получилось, что обстоятельства помешали ему стать космонавтом. Если бы не они... И будет справедливо, если о нем узнает общественность - хотя бы 24 года службы в отряде космонавтов того стоят! О нем и о тех обстоятельствах, которые помешали ему. Помешали, но все же не смогли ни согнуть его, ни сломать.

* * *

Почти за 30 лет полетов человека в космос случалось всякое. Снимались с полета не только отдельные космонавты, но и целые экипажи. Отменялись программы, группы космонавтов оказывались не у дел. В начале 60-х годов в США разрабатывалась программа одноместного ракетоплана «Дайна-Сор». В 1962 году была даже сформирована группа из шести астронавтов для полетов на нем. Но программу закрыли. Астронавты так в космос и не взлетели. Чуть позже та же участь постигла проект пилотируемой орбитальной лаборатории ВВС США. Из 17 подготовленных тогда астронавтов только семеро перешли в НАСА и вышли на орбиты. Остальные остались ни с чем. В 1984 году у нас планировался полет женского экипажа на «Салюте-7». Светлана Савицкая, Екатерина Иванова и Елена Доброквашина готовились к этому полету. Но... Однако далеко не всегда все заканчивалось так сравнительно безобидно.

В ноябре 1965 года НАСА опубликовало очередной пресс-релиз. В нем сообщались составы экипажей космического корабля «Джемини-9», полет которого планировался на май следующего года. В основной экипаж входили командир, гражданский пилот Эллиот Си и второй пилот, майор ВВС США Чарлз Бассетт.

Эллиот Маккей Си
В дублирующем экипаже командиром был назначен подполковник авиации Томас Стаффорд, а вторым пилотом лейтенант-коммандер ВМС США Юджин Сернан. Публиковались и биографические справки астронавтов.

Эллиот Маккэй Си-младший родился 23 июля 1927 года в Далласе, Техас. В 1949 году окончил академию торгового флота США и получил степень бакалавра наук. Сразу же после этого он поступил в компанию «Дженерал электрик», где стал работать инженером-испытателем, а потом и летчиком-испытателем. С 1953 по 1956 год Си проходил службу в морской авиации США. После демобилизации он вернулся на работу в «Дженерал электрик», где испытывал двигатели на различных самолетах.

В 1962 году в Калифорнийском университете он защитил степень магистра по машиностроению.

17 сентября 1962 года НАСА объявило имена девяти летчиков, вошедших во вторую группу астронавтов, отобранную для полетов на кораблях «Джемини» и «Аполло». Кроме военных пилотов, впервые астронавтами стали два гражданских летчика-испытателя - Нейл Армстронг и Эллиот Си. К этому времени Эллиот имел налет 3900 часов, из которых 3300 на реактивных самолетах. Причем Си был самым старшим в группе. Он был всего на четыре месяца моложе Гордона Купера из первого набора. Поскольку все астронавты из первой и второй групп имели инженерное образование и научные степени, НАСА упростило их теоретическую подготовку. Каждому астронавту поручалось углубленное изучение какого-либо одного вопроса. Вникнув во все детали, Си знакомил с ними своих товарищей. Так, Фрэнк Борман изучал носители. Джеймс Ловелл - системы посадки. Эдвард Уайт - системы управления полетом. Эллиоту Си было поручено вникнуть в детали электроники и последовательности планирования полетов.

Традиции и предубеждения, наверное, присущи любому обществу, любому коллективу. Армстронг (впоследствии ставший первым человеком на Луне) и Си были блестящими летчиками. Но так как они не были военными, то самыми последними из всей группы получили назначение в экипаж. Восьмого февраля 1965 года они были назначены дублерами экипажа «Джемини-5». Согласно существовавшей в то время практике они вместе должны были полететь на «Джемини-8» - Нейл в качестве командира и Си вторым пилотом. Но в середине 1965 года уже были готовы к полетам астронавты третьей группы, отобранной в октябре шестьдесят третьего. Поэтому руководство НАСА решило разбить экипаж Армстронг-Си и, хотя они еще в космос не летали, каждого назначить командиром корабля, добавив к ним новичков из третьей группы. Так Армстронг стал командиром восьмого, а Си - командиром девятого «Джемини». Вместе с ним должен был лететь Чарли Бассетт.

Чарлз Артур Бассетт-второй родился 30 декабря 1931 года в Дейтоне, штат Огайо. После окончания в своем родном городе средней школы «Бера» он поступил в 1950 году в университет Огайо.

В октябре 1952 года Бассетт вступил в ВВС США. Летную подготовку проходил на авиабазах ВВС США Столлингс в Северной Каролине, Брайан в Техасе и Неллис в Неваде.

В апреле 1954 года Чарлзу было присвоено звание второго лейтенанта, и он был направлен в 8-ю истребительно-бомбардировочную группу на Тихом океане. Затем в качестве пилота он служил на авиабазе Саффолк Каунти в штате Нью-Йорк.

Чарлз Артур Бассетт

Не забывал лейтенант Бассетт и о своем образовании. Он продолжал учебу в университете Южной Калифорнии, в технологическом институте ВВС США на базе Райт-Пэттерсон и в Техасском техническом колледже в Лэббоке, где в 1960 году стал бакалавром по электротехнике.

В 1960 году Чарли было присвоено звание капитана, и он получил назначение на должность электроинженера на испытательной базе ВВС Эдвардс в Калифорнии. Там же в августе следующего года Бассетт поступил в экспериментальную школу летчиков-испытателей, затем, практически без перерыва, в школу пилотов аэрокосмических исследований, после окончания которой стал штатным летчиком-испытателем.

18 октября 1963 года Чарлз Бассетт стал астронавтом. Ему было присвоено звание майора. В пользу Бассетта говорит тот факт, что из четырнадцати астронавтов нового набора он стал третьим, получившим назначение в экипаж. Причем в основной экипаж, миновав, таким образом, почти обязательную стадию дублирования. К концу 1964 года он имел налет 2800 часов, в том числе 2100 часов на реактивных самолетах. Уже будучи назначенным на полет, Чарли был сменным оператором связи во время совместного полета космических кораблей «Джемини-7» и «Джемини-6» в декабре 1965 года.

Си и Бассетту долго притираться друг к другу не пришлось. Отличные пилоты, профессионалы, они хорошо знали свое дело. Знали они и корабль. Оставшееся до полета время (менее пяти месяцев!) они посвятили отработке программы полета. Она предусматривала стыковку «Джемини-9» с ранее выведенной на орбиту ракетой-мишенью «Аджена». Затем Бассетту предстояло испытать возможности маневровой установки во время выхода в открытый космос. Весь полет был рассчитан на трое суток.

Утро 28 февраля 1966 года не предвещало никакой беды. До полета оставалось чуть больше двух месяцев. На заводе фирмы «Макдоннелл» практически уже был закончен монтаж их корабля. Перед отправкой его на космодром на мысе Кеннеди астронавты должны были его принять. В этот день оба экипажа, основной и дублирующий, на двух самолетах Т-38 вылетели в Сент-Луис (штат Миссури), чтобы поставить свои подписи в формуляре после проверки «Джемини-9» на стенде. Полет проходил нормально. Но при заходе на посадку в условиях плохой видимости Си зацепил крылом крышу того самого завода, где его и Бассетта ожидал их корабль. От удара самолет подскочил и затем рухнул во двор завода. Эллиот Си и Чарлз Бассетт погибли. В июне на «Джемини-9» полетели их дублеры.

В США отважных пилотов, погибших на пути в космос, не забыли. О них напоминают мемориальные доски в различных филиалах НАСА, пластинки с их именами были доставлены на Луну. Их имена никогда не секретили, а из обстоятельств гибели не делали никакой тайны. Было бы верхом справедливости, если бы и у нас общественность знала имена тех, кому смерть помешала выйти в космос: Валентина Бондаренко, Василия Щеглова, Олега Кононенко, Леонида Иванова, Александра Щукина...

* * *

История другого основного экипажа не столь трагична. В декабре 1973 года на космодроме Байконур близился запуск очередного пилотируемого корабля. Все шло своим чередом. Лев Воробьев и Валерий Яздовский готовились к вылету на космодром. А там через какие-то пару недель не такая уж длинная дорога на стартовую площадку, а оттуда только вверх, на орбиту. Но когда 18 декабря 1973 года «Союз-13» вышел в космос, ТАСС сообщил совсем другие имена - Петр Климук и Валентин Лебедев. Прошли годы, было много новых стартов, но имен Воробьева и Яздовского мы так я не услышали.

Лев Васильевич Воробьев родился 24 февраля 1931 года. Его родители умерли, когда он был совсем маленьким. В семье осталось пять сирот. Старшая сестра взяла к себе двух братьев, Льва и Виктора, который был старше на семь лет. Немудрено, что Лев буквально боготворил брата. Когда в семье нет отца, для мальчишки образцом в жизни становится тот, кто старше. Виктор стал военным летчиком. Когда началась война, он ушел на фронт. Мальчишки ждали с фронта отцов. Лев ждал брата. В августе 1943 года Лев получил казенное письмо. Похоронка извещала, что лётчик Виктор Васильевич Воробьев пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины. Вот тогда-то Лев решил твердо - стать, как брат, военным летчиком.

В 1949 году он закончил Киевскую спецшколу ВВС, затем поступил в Батайское авиационное училище летчиков им. В.Серова. После окончания училища Лев Васильевич пять лет служил на Урале. Он стал профессионалом. А это требовало новых знаний. Воробьев поступил на штурманский факультет Военно-воздушной академии, той самой, которой потом было присвоено имя Юрия Алексеевича Гагарина.

Годы учебы пролетели как на одном дыхании. Лев Васильевич был назначен на должность штурмана дивизии истребителей на Сахалине. Он летал и руководил полетами. Однажды в полете на высоте около 12 тысяч метров у него заглох двигатель. Лев знал, что попытку запуска нужно производить не раньше, чем на шести тысячах. Он летел вниз и ждал. А точнее, просто падал. Двигатель запустился... Не случайно командование рекомендовало его в отряд космонавтов.

Пройдя сито медицинского отбора, в январе 1963 года пятнадцать новичков переступили порог Звездного городка. И в который раз началась учеба. Постигая премудрости новой профессии, Воробьев не забывал старую. Он очень ценил минуты, проведенные в кабине самолета. После завершения курса общекосмической подготовки Лев Васильевич начал готовиться непосредственно к космическим полетам. В октябре 1969 года он был уже в числе дублеров космического корабля «Союз-7». А с 1972 года он стал готовиться к полету на «Союзе-13».

Валерий Александрович Яздовский родился 8 июля 1930 года в Енакиево. Его мать была учительницей начальных классов школы, отец - горным инженером. Его знания и опыт требовались на многих шахтах в разных регионах нашей страны. Еще в детстве Валерий побывал с отцом на Урале, Донбассе, в Средней Азии... Юношей Валерий работал в шахте под Тулой. Потом семья Яздовских перебралась под Москву, в Пушкино. Там Валерий Александрович заканчивал школу рабочей молодежи и одновременно работал чертежником в Институте угольной промышленности. Этот опыт ему впоследствии очень пригодился.

Многие предполагали, что он пойдет по стопам своего отца, станет горным инженером. Но все произошло иначе. Валерий выбрал Московский авиационный институт. Он считал, что авиационный инженер может полностью отвечать своему предназначению только в том случае, если сам летает. И Валерий поступает в аэроклуб. Учится и летает, летает и учится.

В 1954 году Яздовский окончил институт и был направлен в конструкторское бюро, которым руководил Сергей Павлович Королев. Главный конструктор предложил Валерию работу в испытательном отделе. Но тот попытался от этого предложения отказаться. Он понимал, что испытатели большую часть своей работы проводят на космодроме. А там аэроклубов не было. Бросать же небо Валерий не хотел. В конце концов Королеву удалось убедить его.

Три года Яздовский был инженером-испытателем. За эти годы он получил колоссальный опыт. Достаточно сказать, что работал он под непосредственным руководством Леонида Александровича Воскресенского, заместителя Королева по летным испытаниям. Встречи с такими людьми бесследно не проходят.

В 1957 году Валерий Яздовский стал проектантом в отделе, которым руководил Михаил Клавдиевич Тихонравов. Именно в этом отделе зарождались проекты первого спутника и пилотируемого корабля. Эти идеи подкреплялись расчетами, обоснованиями, в конце концов, становились конкретными чертежами, которые потом воплощались в металл. Другие широко известные сотрудники этого отдела космонавты Феоктистов и Макаров пришли туда позже Яздовского. В этом отделе Валерий работал над различными системами кораблей «Восток», «Восход», «Союз».

В 1960 году, когда уже был сформирован первый отряд космонавтов, Королеву как-то доложили, что космонавты на занятиях «скучают», так как им преподают в основном теорию авиационно-космической медицины. Сергей Павлович немедленно направил в отряд своих лучших инженеров для организации лекций по системам корабля, ракеты-носителя, по механике космического полета. Вместе с Феоктистовым, Макаровым, Севастьяновым эти лекции читал и Яздовский. Валерий инструктировал и первую женскую группу, пришедшую в отряд в 1962 году.

Двумя годами позже группа инженеров обратилась лично к Королеву с просьбой допустить их к подготовке к космическим полетам. Инженерный и летный опыт Яздовского позволял ему надеяться на успех. Но тогда для полета на «Восходе» отобрали всего двоих - Константина Феоктистова и Георгия Катыса. Новая попытка была предпринята в 1966 году. Тогда в отряд зачислили целую группу - Волкова, Гречко, Елисеева, Кубасова, Макарова... Яздовский с изумлением обнаружил, что в списках его нет. Может быть, его тогда «не взяли в отряд именно из-за его опыта. Подготовка к космическим полетам требует отрыва от основной профессии, от повседневных служебных обязанностей. Видимо, в то время Яздовский был предпочтительнее на земле, чем в космосе.

Но Валерий был настойчив. В 1969 году его официально зачислили в отряд космонавтов. Сначала он познавал специфику работы оператора связи с экипажами, плавал несколько месяцев на судах слежения Академии наук СССР. В конце 1969 года для полета на космическом корабле «Союз-9» были сформированы три экипажа. Один должен был стать основным, два других дублирующими. В третий экипаж вошли Василий Лазарев и Валерий Яздовский.

После трагедии с экипажем «Союз-11» в пилотируемых полетах на какое-то время наступил перерыв. После внесения доработок в конструкцию корабля программа была возобновлена. Были сформированы и группы космонавтов для подготовки к полетам по различным программам. Яздовского вместе со Львом Воробьевым назначили в основной экипаж «Союза-13». Но до полета они так и не дошли.

Что же произошло? Яздовский был одним из идеологов полета «Союза-13», непосредственно участвовал в разработке его научной программы. Как и всякий руководитель, он отдавал распоряжения, спрашивал, отчитывал, наказывал, если того требовало дело. Но он был еще и космонавтом. А космонавт в первую очередь - исполнитель. И он должен подчиняться очень многим - руководителям подготовки, инструкторам, методистам, медикам, операторам, командиру экипажа, наконец. Недаром в армии говорят: «Хорошо командует тот, кто сам может подчиняться». Валерий переломить себя не смог. Он продолжал действовать с позиции руководителя. Естественно, командиру экипажа не нравился его начальственный тон. Взаимоотношения в экипаже все более ухудшались, мешали взаимодействию и работе на земле по отработке элементов космического полета, ставили под сомнение выполнение программы в космосе. Поэтому Государственной комиссией на старте и было принято решение отправить в полет дублеров.

В декабре 1973 года Яздовский из отряда ушел. Видимо, психологическая травма не прошла бесследно и для Воробьева. В июне 1974 и он расстался с отрядом.

Как относиться к происшедшему? Осуждать, упрекать? А разве есть люди, вообще избегающие конфликтов? Многие ли с легкостью признают свою неправоту? Часто ли мы все принимаем точку зрения оппонента? Пока всему этому мы только учимся. Те же ребята давно, но, к сожалению, поздно поняли истинную цену плюрализма мнений. Их ошибка послужила уроком для их товарищей. И поэтому вклад Яздовского и Воробьева в развитие пилотируемой космонавтики неоспорим. Они доказали это. Пусть даже ценой своей судьбы, своего несостоявшегося полета.

* * *

«Уходя» на работу в космос, космонавты нередко берут с собой фотографии, значки, различные символы. На борту космических кораблей и орбитальных станций побывали портреты Владимира Ильича Ленина, Юрия Гагарина, Сергея Павловича Королева... 6 сентября 1989 года в космос на корабле «Союз ТМ-8» стартовали Александр Викторенко и Александр Серебров. На борт станции «Мир» они взяли с собой портрет американской учительницы Кристы Маколифф.

Вскоре после начала оперативных полетов по программе «Спэйс Шаттл» НАСА объявило, что оно намерено отправить в будущем в космос непрофессиональных астронавтов, среди которых будут журналисты, писатели, артисты, художники. В августе 1984 года президент США Рональд Рейган торжественно сообщил о новой программе «Учитель в космосе». В конце 1985 года обыкновенный школьный учитель должен был принять участие в одном из полетов ракетоплана. Директор программы Алан Лэдвиг заявил: «Мы отберем тех, кто сможет реально прочувствовать все в своем сердце и душе и при этом останется частичкой американского народа». Сейчас журналисты пишут о падении у общественности интереса к космическим полетам. Спорное утверждение... Хотя бы потому, что к 1 февраля 1985 года 11416 американских учителей изъявили желание принять участие в космическом полете. Отбором занималось не только НАСА, но и специальная комиссия Американского совета высших представителей государственных школ. Следует особо подчеркнуть, что одним из главных критериев отбора было наличие у претендентов хороших коммуникационных способностей, позволяющих достаточно эффективно описать впечатления о космическом полете для широкой аудитории, особенно для молодежи, чтобы внушить интерес к изучению математики и других наук и к аэрокосмической карьере. Очень показательно в сравнении с многочисленными требованиями в нашей стране «закрыть» космос!

К середине 1985 года было объявлено, что для полета отобрано десять учителей. Шесть женщин - Кэтлин Берес, Ники Венгер, Джудит Гарсиа, Пегги Латлаэн, Криста Маколифф, Барбара Морган и четверо мужчин - Дэвид Маркват, Ричард Метиа, Майкл Меткалф, Роберт Форестер приступили к заключительным обследованиям. Вскоре эта группа была сокращена до пяти претендентов, а 19 июля 1985 года НАСА сообщило, что полет на «Шаттле» совершит Криста Маколифф. Барбара Морган будет ее дублером.

Шэрон Криста Маколифф, в девичестве Корригэн родилась 2 сентября 1948 года в Бостоне, штат Массачусетс. В 1966 году она окончила среднюю школу «Мэрион» в городе Фрэмингэме и там же поступила в государственный колледж. После его окончания в 1970 году со степенью бакалавра наук Криста преподавала английскую и американскую историю в школах штатов Мэрилэнд и Нью-Хэмпшир. В 1978 году в государственном колледже города Бови в Мэрилэнде она защитила степень магистра по образованию. После этого Маколифф работала в средней школе «Боу Мемориал» в городе Конкрод штата Нью-Хэмпшир.

Шэрон Криста Маколифф
Здесь в старших классах она преподавала экономику, право, историю США, а также курс «Американская женщина», который подготовила сама.

Американцы сразу полюбили эту симпатичную женщину. Они знали о ней все. Знали, что ее муж Стивен - юрист, что у них двое маленьких ребятишек, сын Скотт и дочь Кэролайн. Было известно, что Криста из всех видов спорта предпочитает волейбол, что она поет в клубном хоре. А то, что она была добровольной сиделкой в местном доме для престарелых и собирала пожертвования на нужды больницы, особо располагало к ней многих американцев.

В сентябре Маколифф и Морган прибыли в Центр пилотируемых космических полетов им.Джонсона в Хьюстоне, где приступили к специальному курсу подготовки. Криста готовилась дать несколько 15-минутных уроков с борта «Шаттла». Она хотела рассказать школьникам, сидящим у экранов телевизоров (да и не только школьникам), что такое невесомость. Она планировала провести наглядный урок географии, используя в качестве «наглядного пособия» земной шар. Задумала она провести и экскурсию по кораблю - чем занимаются в полете астронавты, какие имеются приборы, как они работают. Одному из уроков Криста придумала название «Где мы были, куда и зачем идем». Во время этого урока она хотела на живых примерах рассказать о вкладе космонавтики в развитие цивилизации на Земле.

Криста Маколифф серьезно готовилась к проведению этих уроков. Она интересовалась буквально всем, даже тем, что ей, как первому пассажиру в космосе, вроде бы было ни к чему. Она не хотела выглядеть перед мальчишками и девчонками дилетантом. Рассказывая о каком-то предмете, его непременно, нужно знать. Но десятый старт ракетоплана «Челленджер» все откладывался. Наконец, полет был назначен на 28 января 1986 года. Утром этого дня все члены экипажа были в приподнятом настроении. Командир Фрэнсис Ричард Скоби, пилот Майкл Джон Смит, летные специалисты Джудит Арлен Резник, Эллисон Шайи Онизука, Роналд Эрвин Макнэйр, специалист по полезной нагрузке Грегори Брюс Джарвис. И конечно, Криста Маколифф. Нет нужды подробно описывать, что произошло дальше. На 73-й секунде полета «Челленджер» взорвался, астронавты погибли. Причем погибли они не при взрыве, как сначала предполагалось, а от удара о поверхность океана, куда они упали почти с 14-километровой высоты...

В 1988 году в США утвержден проект памятника погибшим американским астронавтам. Он так и будет называться - Мемориал астронавтов. Гладкая гранитная плита 12 на 15 метров поднимется на мысе Канаверал. Ее полированная поверхность отразит небо, а специальная система в течение дня будет поворачивать плиту так, чтобы Солнце просвечивало в прорезанные в граните имена астронавтов. На этой плите будут вырезаны фамилии не только членов экипажа «Челленджера». Там будут имена и тех, кто погиб во время подготовки к космическим полетам на земле и в воздухе, так и не став астронавтами. Достойный пример памяти павшим и серьезная информация к размышлению.

далее
в начало
назад