«Самым лучшим летчиком-испытателем может считаться пилот в возрасте 21 года, имеющий 5000 часов налета на реактивных самолетах 100 различных типов и являющийся обладателем ученой степени в области авиационной техники. Поскольку это, по сути дела, невозможно, читатель имеет шанс найти другое, более подходящее определение «наилучшего летчика-испытателя». Френк Эверст |
Х-15 - аппарат уникальный. Космическим кораблём его назвать всё-таки нельзя - он набирал лишь четверть орбитальной скорости и лишь приблизился к границам космоса (моё мнение). И в космосе он летать не был предназначен. Однако были планы и вывести его на орбиту и поднять на высоту 400 миль (выше, чем орбиты современных ОКС! см. статью). Увы, задача оказалась слишком сложной. Но если Х-15, хоть и выдающийся, но самолёт, то можно ли считать его пилотов космонавтами? Я считаю, да. Когда им предлагали испытать новый ракетоплан, вчетверо более мощный, чем знаменитый Х-2, никто не мог знать, как сложится его судьба. Да и что вообще было известно? Не только Гагарин, даже первый спутник запущен не был! Не была проведена и граница между атмосферой и космосом. Проблем у разработчиков авиакосмических аппаратов - море. А пилоты готовы лететь на этой небывалой машине так высоко, как это только будет возможно, а как их будут называть - им не столь важно. И ещё: доберётся Х-15 до космоса или нет, не знает никто. Он предназначен для испытательных полётов на гиперзвуковых скоростях и только "Если испытания будут проходить успешно...", можно и на орбиту. Но Х-15 это только 1-й этап большой программы, на 2-м этапе полетит Х-20, на 3-м - неведомый аппарат, ещё не получивший названия. Никто не собирается распускать группу после того, как Х-15 своё отлетает. Работы испытателям бездна, в том числе и на орбите! И это несправедливо, что группу с программы Х-20 космонавтами называют (Х-20 умер ещё при проектировании!), а группу испытателей с Х-15 - нет. Ну, в крайнем случае, тех, кто летал за 50-мильную отметку... Но дело-то не в высоте, а в том, что все они готовились летать в космосе либо на этой, либо на более мощной машине. |
№ п/п | фамилия, имя |
даты жизни | опыт | откуда, кто |
Дата выхода из отряда |
комментарий |
1 | КИНЧEЛО АЙВЕН КАРЛ, мл |
2.07.1928 26.07.1958 |
летал на Х-2 |
ВВС лётчик-испытатель |
26.07.1958 | погиб при испытаниях F-104А |
2 | КРОССФИЛД СКОТТ АЛЬБЕРТ |
2.10.1921 | 14 полётов на Х-15 |
"Нортен Америкэн" лётчик-испытатель |
6.12.1960 | |
3 | УОКЕР ДЖОЗЕФ АЛЬБЕРТ |
20.02.1921 8.06.1966 |
25 полётов на Х-15 (в т.ч. рекорд высоты) |
NACA лётчик-испытатель |
22.08.1963 | погиб в авиакатастрофе |
4 | ПЕТЕРСЕН ФОРРЕСТ С. "Пит" |
16.05.1922 8.12.1990 |
5 полётов на Х-15 | ВМС лётчик-испытатель |
10.01.1962 | 1990 - умер |
5 | УАЙТ РОБЕРТ МАЙКЛ |
6.07.1924 | 16 полётов на Х-15 |
ВВС лётчик-испытатель |
14.12.1962 | 1981 - в отставке. Жил в Германии |
сентябрь 1957 - главным пилотом был объявлен Кинчело.
Группа отобрана в 1958 г для испытаний ракетоплана Х-15.
8.06.1959 - первый полёт (пилот Кроссфилд), до этого он же испытывал самолет без отделения от В-52.
Первые полёты должен был совершить главный испытатель "Норт Америкен" Айвен Кинчело. Однако он погиб в июле 1958 г при испытаниях самолёта F-104, когда Х-15 ещё не был готов. Его заменил Кроссфилд, который был его дублёром, а в группу был включён Роберт Уайт.
1 | МАККЕЙ ДЖОН БАЙРОН |
8.12.1922 27.04.1975 |
29 полётов на Х-15 |
NACA лётчик-испытатель |
8.09.1966 | умер в 1975 (последствия аварии на Х-15) |
2 | АРМСТРОНГ НЕЙЛ ОЛДЕН |
5.08.1930 | 7 полётов на Х-15 |
NACA лётчик-испытатель |
26.07.1962 | 2000 - председатель совета директоров компании EDO Corp. |
3 | РАШУОРТ РОБЕРТ ЭЙТИКЕН |
9.10.1924 17.03.1993 |
34 полёта на Х-15 | ВВС лётчик-испытатель |
1.07.1966 | 1966 - возглавил Центр испытаний ВВС на а/б Эдвардс |
1 | ТОМПСОН МИЛТОН ОРВИЛЛ |
4.05.1926 6.08.1993 |
14 полётов на Х-15 | группа космонавтов ВВС Х-20 |
25.08.1965 | 1993 - умер в 1993 |
2 | ЭНГЛ ДЖОЗЕФ ГЕНРИ |
26.08.1932 |
16 полётов на Х-15 2 полёта в космос |
ВВС лётчик-испытатель |
14.10.1965 | 4.04.1966 - зачислен в отряд космонавтов NASA 1986 - советник в КЦ Джонсона |
1 | НАЙТ ДЖОЗЕФ УИЛЬЯМ |
18.11.1929 | 16 полётов на Х-15 | ВВС лётчик-испытатель |
12.1968 | 1991 - мэр г. Палмдейл (Калифорния) |
2 | ДЕЙН УИЛЛЬЯМ ХАРВИ |
3.11.1930 |
16 полётов на Х-15 | NASA, лётчик-испытатель |
12.1968 |
Найт и Дейн заменили погибшего Уокера и покинувших группу Томпсона и Энгла.
1 | АДАМС, МАЙКЛ ДЖОН |
5.05.1930 15.11.1967 |
7 полётов на Х-15 | группа космонавтов ВВС для MOL | 15.11.1967 | 1965-1966 - был в группе космонавтов программы MOL, погиб при испытании Х-15 |
Адамс не усидел группе MOL, полёты в которой всё никак не просматривались и перевёлся в группу Х-15, так что нельзя считать это набором.
Программа была закрыта в конце 1968г. Двое из этой группы побывали затем и на орбите, а Армстронг стал первым человеком на Луне.