вернёмся в библиотеку?

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №23 5-18 ноября 1994 г.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА
1962
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14-22, 1994)

18.1.62. С.П.Королев прислал бумагу с просьбой поддержать его ходатайство о постройке в 62-63 гг. 8 новых кораблей ”Восток-3А” с весом, большим веса ”Восток-2” на 1.100-1.300 кг и с использованием носителя 11А57 (носитель объекта ”Зенит-4”).

Корабли предназначаются для проведения экспериментов по стыковке на орбите, для создания экспериментальных орбитальных станций и для подготовки и отработки кораблей, предназначающихся для полетов к Луне. ВВС целиком поддерживают эти предложения. С.П. имеет ввиду, что на одном из стыкующихся кораблей должен быть пилот.

19.1.62. Вчера провел первый просмотр личных дел женщин-космонавток, из 58 отобрали 23 кандидата, которых пропустим через комиссию в первую очередь, во вторую очередь пропустим через комиссию и всех остальных.

Первое впечатление от просмотра личных дел — разочарование и неудовлетворенность. Мало ДОСААФ отобрало кандидатов и большинство отобранных не являются тем, чтобы мы хотели иметь. Нам нужны для первого набора: молодые, физически крепкие, умные девушки, уже имеющие стаж летной и парашютной подготовки, чтобы за 5-6 месяцев из них подготовить Гагариных и Титовых в юбке. Главная цель этой ускоренной подготовки в том, чтобы не дать возможности американцам опередить нас и продолжать будоражить мир нашими успехами в космосе.

Мы, кроме того, твердо знаем, что женщины будут летать в космосе, и чем раньше мы начнем их подготовку к космическим полетам, тем меньше неожиданностей и неприятностей может ожидать в будущем на этом пути.

27.1.62. Сегодня были у меня Гагарин и Титов. Титов вчера вернулся из поездки по Индонезии, Бирме, и Вьетнаму, а Гагарин в понедельник (29.1.62 г.) вылетает в Африку.

По докладу генерала Гореглад, в поездке было все нормально, но, по его словам, Титов проявляет признаки зазнайства, чувствует себя над всеми — гражданином вселенной. Посоветовавшись с Вершининым, решили его немного предупредить. Еще до полета в Индонезию, 30.12.61 Титов был на квартире у Булушева, где выпил сам и заставил выпить своего шофера Померанцева Н.Г. До Чкаловской они доехали нормально, а после того как Титов ушел к себе, шофер с разрешения Титова поехал к своей дочери. В 2 часа ночи его остановил милиционер на развилке и за нетрезвое состояние отобрал права. По указу за этот проступок следует лишение права управлять машиной [на] один год. Шофер Померанцев (1918 г. рождения) имеет I класс, отличник, семейный, член партии, не имел ни одного взыскания.

Главным виновником этого происшествия был Титов (он признал это). Главком в присутствии Рытова, меня, Горегляда и Гагарина объявил Титову выговор и очень серьезно предупредил.

Во вторник на этой неделе (23 января — Ред.) я собирал всех космонавтов (кроме Гагарина и Титова), а сегодня посоветовался с Гагариным и Титовым о их дальнейшей учебе в академии.

Все единогласно заявили, что совмещать занятия в академии с подготовкой к космическому полету невозможно, очень большие перегрузки и есть опасность испортить здоровье. Все высказались за то, что космическую подготовку проводить полностью, а академические занятия резко сократить (”отдельные лекции, без зачетов и диплом не нужен”). Я настойчиво разъяснил им ошибочность их позиции: через 2-3 года, когда у нас будут летавшие космонавты с высшим образованием (набор 62 г.), значение и роль космонавтов, не имеющих высшего образования (первые 17 космонавтов), будет более чем скромной. А нам (ВВС) хотелось бы, чтобы из группы первых космонавтов выросли крупные руководители по дальнейшему освоению космоса. Я предложил простое и единственно правильное решение: всех 17 человек разбить на две группы — академическую и космическую. В 62 году акад.группа занимается только академической программой (без полетов), а космическая — только космической подготовкой (без занятий в академии). В 1963 г. группы меняются местами, а начиная со второго курса (осень 1963 г.) вся группа будет заниматься только академическими делами (имеется ввиду, что все уже слетают по одному разу в космос), а программу дальнейших полетов будут выполнять космонавты набора 1962г. Гагарин, Титов, все другие космонавты и Главком одобрили это предложение.

31.1.62. Вчера был на партийном собрании в Институте космической медицины.

Доклад об итогах и задачах научной работы сделал В.И.Яздовский.

Всего ведется работа по 30 темам. Основная масса работ начата во 2-ой половине 61 г. В прениях выступили 15 человек. Очень высокая активность. Много претензий к ВВС и в первую очередь за медлительность в создании экспериментально-производственной базы.

Выступал генерал-майор Бабийчук и пытался убедить коммунистов, что не так уж плохо с базой, а очень плохо с контактами с ОКБ и другими учреждениями. А.Н. говорил длинно и малоубедительно. Его выступление не понравилось. Один из выступавших за ним сказал: ”Бабийчук в Институте бывает редко, состояние дела не знает и не ведает, что говорит”. В общем чувствуется, что коллектив 2-го управления нацеливается не совсем правильно — ищут главные недостатки за пределами Института и мало устраняют имеющиеся внутренние недостатки.

В выступлениях коммунистов очень много подтверждения того, что отсутствие правительственного органа по космосу тормозит дело. Средства и усилия распыляются, нет хорошей координации — налицо угроза отставания.

Вчера вечером Лева показал наше первое домашнее кино. Очень интересные кадры, когда Оля собирает грибы.

6.2.62. Главком в командировке, Гагарин в Африке, а Титов хандрит...

Три раза переписываем отчет Института космической медицины в ЦК — Институт заинтересован довести все недочеты до ЦК, а министр заинтересован в обратном. Министр обороны давно мог бы своей властью решить и вопросы численности Института и Центра, и все связанное с созданием экспериментально-технической базы, но из-за бюрократии (пишут и читают бумаги и резолюции, но не хотят разобраться по существу дела) эти вопросы не решаются, а докладывать в ЦК тоже не хотят.

Министром создана комиссия г/а Лучинского для того, чтобы рассмотреть, что можно от ВВС еще отрезать в пользу ракетных войск (пока, кажется, речь идет только о институте генерала-лейтенанта Иоффе и части генерала-майора Холодкова). Вредная директива МО о распределении функций по освоению космоса уже начинает портить дело. Если и дальше все пойдет в духе этой директивы, а в правительстве не не будет создан спец.орган по руководству космосом, то к концу 1962 г. или в 1963 г. Америка обгонит нас в космосе. Надо признать, что на сегодня мы только формально впереди (Гагарин, Титов), а по сути (120 запусков в космос в Америке и 20 у нас) мы уже отстаем. Америка непрерывно готовит и испытывает все новую и новую технику, непрерывно получает мощный поток информации из космоса, а мы пульсируем (разрывы между полетами по 7-8 месяцев). В том, что мы отстали в космосе, мир может убедиться в 1963 г., но убедить наших руководителей (Малиновский) в опасности нашего отставания почти невозможно.

далее